Программа курса «Глазометр. Проблемы восприятия художественной формы»
Преподаватель: Сергей Хачатуров
Условно курс можно назвать «Глазометр». Понятие было введено знаменитым архитектором авангарда, теоретиком рационализма Николаем Ладовским. В 1927 году Ладовский создал психотехническую лабораторию ВХУТЕИНа, где с помощью оригинальных приборов студентов тестировали на предмет пространственного мышления, способности понимать пространственную характеристику образа.
Задача курса сходна с идеями экспериментатора двадцатых. Цель – постановка глаза, помощь в понимании того, что есть культура зрения, адекватное восприятие художественного образа.
Программа курса «Глазометр. Проблемы восприятия художественной формы»
(очередность отдельных тем может меняться)
1 семестр
1 тема. Психофизические основы восприятия объекта искусства. Ладовский Глазометр. Проекция интерпретации психотехники авангарда (Маргарета Ферингер) на область новой антропологии
2 тема. Стили в искусстве. Смена стилевых парадигм как отражение разных систем мировоззрения от Средних веков к метамодерну
3 тема. Модернизм – Постмодернизм – Метамодернизм. Позиция художника и зрителя
4 тема. Гибридизация как стратегия постисторического сознания
5 тема. Проблема экспонирования произведения и выставочной программы
6 тема. Проблема рамы и рамочных конструкций
7 тема. Границы изображения
8 тема. Обрамление виртуального и актуального в искусстве древности и сегодня
9 тема. Постпродакшн как тема искусства
10 тема. Перформативные стратегии коммуникации в мире искусства
11 тема. Виртуальные миры и новая эйфория ремесла
12 тема. Постсетевое искусство
13 тема. Карантин. Искусство в период кризиса: обретение языка в период симуляционного общения
14 тема. Ридинг групп: Бодрийяр. Совершенное преступление. Заговор искусства
15 тема. Послеобразы как свидетели исторической психологии мира искусства
2 семестр
16 тема. Образ ненадежного рассказчика в современном искусстве
17 тема. Глокальный метод и его суть
18 тема. Меньшинства как целевая аудитория contemporary art
19 тема. Интервенция в музей. Entertainment или интеллектуальная лаборатория
20 тема. Синдром и комплекс биеннале, фестивалей и конвейерных лент коммуникации по поводу искусства
21 тема. Плохое искусство и его польза
22 тема. Реализм и мимесис. Архетипы художественного творчества.
23 тема. «А судьи кто?» Феномен интеллектуального салона в постконцептуализме. Элитарность и простота.
24 тема. Как преодолеть логоцентризм российского искусства? Совместные практики разных видов творчества в создании активной среды общения
25 тема. «Адская кухня». Школы и артинституты и их критический анализ. С приглашением выпускников и преподов
26 тема. Блогеры или СМИ? Адекватность интерпретации событий в мире искусства сегодня. С приглашением участников
27 тема. Форма и есть содержание. Устарел ли этот тезис применительно к искусству сегодняшнего дня?
28 тема. Травести артпроцесса. Их романтическая миссия в движении к совершенству. От Хогарта до Мамышева-Монро и Синди Шерман
29 тема. Глитч как прием
30 тема. Апроприация. Метод или плагиат. На примере Тимофея Ради и художников Венецианской биеннале.