Проекты > Кто был художником, тот станет рэпером Сведения об образовательной организации
Кто был художником, тот станет рэпером

Автор проекта: Денис Макаров

Русский рэп, изначально маргинальный и подвергавшийся методичному осмеянию жанр (как в свое время выразился Паук, «рэп – это кал»), в итоге превратился в значительное культурное явление. В 2017 году, после баттла между Оксимироном и Гнойным, на рэп-культуру обрушился шквал 
В то же время художники проделали обратный путь. В 90-е их статус был весьма высок. У них не было сегодняшней популярности рэперов, но было другое: ощущение значимости художественного высказывания и претензии на влияние на общественно-политические процессы в новой России.
В нулевые эти фантазии развеялись, зато возник арт-рынок и появились деньги – ровно до финансового кризиса 2008 года. В итоге без социально-политических амбиций и существенной финансовой составляющей современное российское искусство оказалось в андеграундной резервации.
Почему у рэперов получилось, а у художников – нет, вопрос открытый, но выходов у художников есть несколько. Один из них – стать рэперами. Тем более что существует удачный пример: участники группы «Кровосток» Шило и Фельдман, как известно, бывшие художники из группы «Фенсо».
Рэпер deadJPEG, по слухам, тоже из бывших. Его трек «Кто был художником, тот станет рэпером» представляет собой дисс на российскую арт сцену. В перископ-трансляции он даёт комментарии к треку и отвечает на вопросы, касающиеся современного искусства и рэпа.
Денис Макаров, облекая себя в образ рэпера deadJPEG «из бывших», выбирает формой репрезентации своего творческого высказывания популярный ныне стиль музыки, позволяющий создать эгалитарную горизонталь общения с реципиентом. Этот стиль граничит с «народным искусством», выражающим мнение «низов»; он понятен ребятам с рабочих окраин больших индустриальных городов, не знакомых с теориями о современности Бурдьё, Гидденса и Гройса. Однако становится непонятным, кто же может стать аудиторией deadJPEG’а, поскольку форма его искусства
недостаточно «возвышенна» для «белого куба», а содержание слишком неясно для масскульта. В результате художнику, находящему своего рэндомного зрителя/слушателя в интернете, удается создать абсолютно маргинальное произведение искусства, которое, подобно первобытному синкретичному ритуалу, совершается в бесконечное, а потому сакральное пространство. Таким образом, deadJPEG совершает чистый художественный жест, направленный на (а соответственно и отрицающий) самое себя.
Безусловно, для зрителя/слушателя/критика deadJPEG’а остается неизвестной исходная точка замысла, т.е. чистота намерения самого жеста.
В любом случае было бы излишним ожидать от художника полной незаангажированности, как и верить в искренность слов популярного репера о том, что он не желает быть ни красивым, ни богатым.
Янина Пруденко
Год: 2018.
Проекты > Кто был художником, тот станет рэпером Сведения об образовательной организации
Warning (2): file_put_contents() [function.file-put-contents]: Only 0 of 5492 bytes written, possibly out of free disk space [CORE/Cake/Log/Engine/FileLog.php, line 87]