Проекты > Выставки > Лаборатория Слуха Сведения об образовательной организации
Лаборатория Слуха

 

«У меня возникла мысль о необходимости расширить нашу возможность организованно слышать. Не ограничивать эту возможность пределами обычной музыки. В понятие «слышу» я включил весь слышимый мир. К этому периоду относится мой опыт по записи звуков лесопильного завода… Я попытался описать слышимый завод так, как слышит его слепой... Называлась эта моя работа и комната, в которой я работал – «Лаборатория слуха». Дзига Вертов.  

 

В программе представлены акусматические работы участников курса Андрея Смирнова «Звук для продвинутых», созданные в 2019 г. в Лаборатории Звука Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко в многоканальном формате.



Андрей Смирнов

Участники: Хорхе Кампос, Ксения Башмакова, Елизавета Сазонова, Мария Молокова, Илья Колесников, Эллина Халяпина, Екатерина Трубина, Евгения Панина, Вита Шахнович, Андрей Свиридов

 

1. Кон-Тики

Хорхе Кампос - композитор, профессор музыковедения и магистр изящных искусств.

Родился в Кито (Эквадор), изучал музыку в Национальной Консерватории Музыки (Кито), фортепиано и композицией он занимался с Г. Гевара. В 1992 году закончил Московскую Государственную Консерваторию. С 1992 года занимался и работал в центре электроакустической музыки Термен-Центр. Хорхе Кампос - первый иностранный композитор, создававший электроакустическую музыку в России. Композиция «Кон-Тики» создана в 1996 году. Пьеса основана на звуках инструмента-скульптуры «Овалоид» художника Вячеслава Колейчука. Это первая многоканальная композиция, созданная в Термен-центре.

 

2. Флейтист

Ксения Башмакова - художница, режиссерка. Работает с видео, экспериментальным звуком. В композиции «Флейтист» меня прежде всего интересовал момент выдоха без предшествующего вдоха, доверенного до абсолюта. 

 

3. Прогулка 

Лиза Сазонова - художник и архитектор. Работать со звуком начала в студии Андрея Смирнова в 2018 году.  

Материалом композиции «Прогулка» послужили полевые записи, сделанные ноябрьским холодным днем в одном из городских парков. Звуковая ткань погружает зрителя то ли в чьи-то воспоминания, то ли в галлюцинаторное путешествие. На самом деле это все отраженные звуки внешнего мира. Композиция требует внимательного вслушивания.

 

4. TYTF  

Мария Молокова - художник, композитор. Специализируется в области звука, фотографии, инсталляции, видео, печатной графики, преподавании современного искусства. Текущие проекты сфокусированы на звуковых инсталляциях и перформансах, в которых важным является проявление непривычных звуковых и телесных контекстов.

Название композиции TYTF является аббревиатурой партитуры для звуковых медитаций Полины Оливейрос - Teach Yourself To Fly, в котором она предлагает следующее: «позвольте своему дыханию стать слышимым. Затем постепенно вводите свой голос. Пусть ваши голосовые связки вибрируют в любом естественном для них режиме. Пусть интенсивность растет очень медленно. Наблюдая за своим дыханием, продолжайте настолько долго, насколько это естественным образом возможно, до того момента, пока другие не затихнут.» Интерес к работе с голосом возник в период избыточного использования электронных инструментов и девайсов. Партитуры в голосовых экспериментах составлены на основе поиска индивидуального звучания, имитации и последующей трансформации. Запуск и распределение голоса через многоканальную систему деформирует звучание, открывая другие спектральные возможности.

 

5. Этюд №1

Илья Колесников

 

6. Andy  

Эллина Халяпина окончила факультет вычислительной математики и кибернетики Казанского государственного университета и Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. В своих работах создает взаимодействие между органической и цифровой природой, системой и энтропией.

Иногда природные сигналы птиц кажутся мне синтетическими, изощренно обработанными виртуозом программных плагинов. Их песни основаны на нескольких схемах из мини-семплов, присущих конкретному виду. Мне хотелось разрушить узнаваемые паттерны песен птиц, для того, чтобы создать новый звуковой орнамент при помощи цифровой среды, основанный полностью на природном звуке. В композиции «Andy» я использовала полевые записи леса, в период, когда пение соловьев наиболее активно, записи домашних волнистых попугаев, гранулярный синтез и звуки искусственного интеллекта проекта Елены Никоноле, получаемые при анализе соловьиных песен.

 

7. Ceiiinosssttuv 

Екатерина Трубина - художник современного искусства, работает с различными медиа, включая звук. Образование: школа мультимедиа и фотографии им. Родченко, Институт проблем современного искусства, Академия живописи, ваяния и зодчества. В художественных практиках исследует способы выявления, выхода или переиспользования различных структур, которые являются продуктом государственной политики, социального взаимодействия, языковых систем.

ceiiinosssttuv: тональность, как измерение упругости. 

 

8. Русалки

Евгения Панина - художница, преподаватель. Работает с объектами, видео, CG, звуком. Основные исследовательские векторы – вопросы виктимологии, взаимоотношения между ролевыми моделями «жертвы» и «агрессора», отношения пространства «реального» и «виртуального». На выставке представлена 8-канальная звуковая композиция «Русалки». В славянской мифологии, чаще всего, русалки представляются не упокоенными душами умерших насильственной смертью девушек, утопленниц или покончивших с собой. По отношению к человеку образ русалки неоднозначен в разных локальных традициях, но чаще всего русалки являются враждебными людям духами, способными защекотать до смерти или утопить.

 

9. Ride in the dark

Вита Шахнович 

 

10. Переход без возвращения

Андрей Свиридов

Переход без возвращения. Резкий слом без учета внутреннего содержания ломаемого.


11. Отзвук

Андрей Свиридов

«Отзвук» - отголосок выставки Сергея Филатова, которая предшествовала сегодняшней экспозиции. В помещении, в центре которого находился «ротатор» - звуковой объект Сергея, собираются и другие инструменты автора, изменяясь в масштабе, и обретая новую для них динамику. 


 

Лаборатория Слуха является проектом Лаборатории Звука Школы Родченко, представляющей собой площадку и мастерскую экспериментального звука в рамках образовательной программы Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Являясь проектом-продолжением московского Термен-центра, Лаборатория ориентирована на создание рабочей среды для междисциплинарных художников и исследователей, музыкантов, технологов и программистов. В основе Лаборатории - большая коллекция исторических инструментов и архивных материалов. Участники Лаборатории проводят эксперименты в области искусства звука, занимаются электроакустической композицией, историей и теорией медиа, полевыми записями, созданием новых инструментов и экспериментальных методик, организацией различных перформативных и выставочных проектов.

Кураторы
Участники
Екатерина Трубина., Вита Шахнович, Андрей Свиридов, Мария Молокова, Ксения Башмакова, Эллина Халяпина, Евгения Панина, Илья Колесников, Лиза Сазонова, Хорхе Кампос
Даты выставки
14 декабря 2019 года — 02 февраля 2020 года
Проекты > Выставки > Лаборатория Слуха Сведения об образовательной организации