Проекты > Тонкие структуры Сведения об образовательной организации
Тонкие структуры

Автор проекта: Анна Марченкова

 

Проект Анны Марченковой «Тонкие структуры» прикасается к актуальной когнитивной чувственности, тонкой и трудно вербализуемой, которая кажется важным механизмом отзывчивости и реагирования на действительность.

Анин интерес к невидимым агентам в контексте архива возвращает нам прошлогодний сюжет с дипломной выставкой в Винохранилище, после чего некоторые работы оказались поражены грибком. Перспектива помещения работ в МАММ как раз моделировала ситуацию архива — заложника невидимой активности, фундаментально чуждой человеку. И хотя плесень — не эксцесс, подобный заражению исчезнувшей оспой, а естественный результат известных условий, первый текст Аниного сюжета о плесени Винохранилища задает спекулятивный вектор для производства ситуации, акыном которой является Бен Вудард.

В его философствовании видимо находит опору поэтика Аниного высказывания. Опора в факте влажного воздуха и гигроскопичности бумаги, в скорости, с которой влажная бумага покрывается плесенью, чьи споры мы и сейчас вдыхаем и выдыхаем, скучна. Вершиной дисурсивного сюжета становятся слова Вударда, полные научных нелепостей и патетической меланхолии, но также и мрачного поэтического обаяния. Это хороший пример когнитивной чувственности, заключающий в себе нечто более важное, чем то, что мешает серьезно читать его тексты. Дальше сюжетная линия развивается и завершается в духе Вударда отношением сущностей — искусство меньше плесени.

Но в целом работа перешагивает через его интеллектуальные интуиции и открывается универсальным трансформациям времени и архива, структурирующего современность. Анна создает инсталляцию, в которой через медиацию музейной витрины мы ощущаем исчерпанность традиционной репрезентации и даже самой гетеротопии накопления времени в ее традиционном модернистском измерении. Сходное ощущение вызывает нормализованная в каком-то печальном смысле рецепция произведения, канон которой определяется антропологической длительностью или архивной традицией, отчужденной от технологий. Визуальная рамка и код подобной рецепции опознается в витринах, которые Анна изготовила для своей инсталляции. Сегодня любой архив вне технической медиации, автоматически, самой структурой культурной ситуации определяется как экспонат или пропущенный артефакт, либо как плесень на культурном архиве. Анин проект маркирует некую идеологическую ситуацию — через медиацию витрины, отталкивающая нейтральность которой далека от нейтральности минимализма или белого куба, через отчуждение от техники, и демонстративную — так прочитывается — институциональную традиционность, в конце концов, мы начинаем видеть нечто другое.

Александр Евангели

Год: 2018.
Проекты > Тонкие структуры Сведения об образовательной организации