Проекты > Nibiru Сведения об образовательной организации
Nibiru

Автор проекта: Павел Букреев

 

Построение своих координат в мире, связывание опорных точек своего существования можно уподобить прочерчиванию созвездий в ночном небе; опираясь на то, что дано столь же несомненно, как светила на небосклоне или как след света на фотопленке, оно чертит связи в пустотах, в разрывах. Эта человеческая отвага чертить в небе -- суть фотопроекта Павла Букреева. Так же -- в одном из своих аспектов -- устроена связь человека с отцом -- в отличие от связи с матерью, это связь символическая. Именно происхождение отца подтолкнуло Букреева обратиться к теме Ассирии -- и на одной из фотографий изображена стелла законов "отца амореев" Хаммурапи. Сама идентичность "ассириец" предполагает смелую связь, проходящую сквозь тысячелетия. Это в первую очередь, имя, точнее, набор сцепленных с ним означающих. За многие века трансформировались язык, привычки, традиции, религия, этнический тип. Но мы можем собрать сегодня в созвездие под названием "Ассирия", или же "быть ассирийцем", некий набор действительных элементов -- что-то в языке, что-то в лице, -- ничто из этого не столь обязательно. Так устроена любая национальная -- и не только национальная -- идентичность. Политические философы Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф сказали бы, что так работает идеология, -- идеология как то, что необходимо любой человеческой общности. Однако работа Букреева -- не критическая, а конструирующая; не социальная, то есть не исследующая повседневную реальность современной ассирийской диаспоры, а производящая личный миф -- устроенный также, как идеология для Лакло и Муфф. Букреев, отталкиваясь и от общих сегодня представлений об ассирийской культуре, и от своих встреч с теми, кто сознает себя как наследников ассирийцев, собрал в своем проекте отдельные штрихи этого мифа об Ассирии -- звезды, лица, фрагменты зданий, оптические системы, пустые стены, тени и блики, скалы, наблюдения за погодой и за светилами, -- и призывает зрителя к поэтической реконструкции связей между этими элементами. В отдельных фотографиях тоже много пустот, ослепляющих контрастов света и тени, производящих ощущение встречи с очевидным и одновременно не вполне представимым. При всей вещественной, чувственной фактуре его фотографий, Букреева интересует не столько Ассирия материальная -- сколько Ассирия, спроецированная на небоcклон идеализма. Идеальное, конечно, штука опасная: легко принять за него остановленный, изъятый из истории, однако исторически обусловленный образ, - например, образ будто бы отвлеченной красоты. Так или иначе, именно в своей позиции поэта-звездочета Букреев предъявляет свои права на наследство ассирийцев.

Глеб Напреенко

Год: 2018.
Проекты > Nibiru Сведения об образовательной организации