Проекты > orwurm[e] Сведения об образовательной организации
orwurm[e]

Автор проекта: Алена Шаповалова

“Ohrwurm” (нем. «ушной червь») - слово, обозначающее навязчивую мелодию. В основе многослойного видеоколлажа «Орвурм» лежат три автономные новеллы, каждая из которых обладает собственным киноязыком и является художественной иллюстрацией к размышлению об идентичности человека.

 

С самого начала видеоряд сопровождает аудиоинтервью художницы, которая сообщает нам о том, что работа задумывалась как часть серии работ про сны, заранее обозначая магистральную линию психоаналитического дискурса, на фоне которого разворачивается осмысление индивидуальной реальности в её взаимосвязи с медиа, чьё колоссальное влияние заставляет человека всё чаще сомневаться в подлинности собственного «Я». Иногда образ художницы, возникающей в различных амплуа, проплывает поверх основного повествования, отсылая нас к классическому видеоинтервью «на диване». Ностальгический эффект дополняется спорадически всплывающими текстовыми фрагментами из популярных (и не очень) песен 90-х-2000-х, продолжающими текущее авторское высказывание - именно этот лейтмотив редуцирует происходящее к названию. Таким образом, мы сталкиваемся уже с двумя нарративными линиями, но не меньший интерес представляет использование речи в самих новеллах. Трилогия представляет собой её эволюцию от полного онтологического отсутствия до явленного метаязыка - заклинания, которое в конечном счёте позволяет помыслить об обретении означающего не только героине, но и зрителю. Примечательно, что заклинание как часть коллективного прикладного знания возвращает нас к вопросу об индивидуальном, но на сей раз уже не с точки зрения корреляции с миром технических посредников, но в отношении социума и его роли в становлении индивида.

 

Работа Алены Шаповаловой сразу же расщепляется надвое. Это расщепление является первой внешней рамкой всего - это расщепление между работой и обсуждением работы в беседе за кадром. Это делает позицию критика или рецензента почти невозможной. Потому как Алена сама занимает эту позицию внутри работы. Это отношение между концепцией произведения в целом и войсовером, который критикует и обсуждает эту концепцию. То есть эта работа инсталляционна (конечно, не в смысле медиальном), потому как одна из ее внутренних частей совпадает с внешним взглядом на работу. Так и создается ситуация и инсталляция средствами, которые Коджо Эшун назвал «аргументация в движении». Итак, первый важный элемент - это соотношение концепции работы с ее реализованным в войсовере обсуждением. Что происходит в данном случае с позицией зрителя. Мое мнение, которое можно безусловно оспорить, заключается в том, что сама работа занимает позицию зрителя и при этом «освобождает» нас. Когда я начал смотреть это видео, первая мысль, которая меня посетила, звучала так: "А что мне смотреть, если они за меня смотрят эту работу и комментируют ее?" Я почувствовал себя лишним, в каком-то смысле факультативным по отношению к происходящему. Интересно, что этот эффект, который Жижек называет интерпассивностью, активно использует именно жанр ситкома (в закадровом смехе, который освобождает вас от бремени смеятся). А в середине работы Алена говорит, что она сформирована именно комедийным жанром. Как относится к этой интерпассивности? Устоявшаяся позиция в отношении нее – пожалуй, критическая. Искусство же понималось как способ депассивизации или активирования зрителя, вовлечения. Но можно ли применить эту критику в рамках данной работы? Странным образом, мне кажется, что здесь интерпассивность не подчинена никакой выгоде - как в случае со смехом, она доведена до определенного завершения, что считывалось мной довольно освобождающе. Кеннет Голдсмит говорил - концептуальная поэзия хороша тем, что ее можно не читать. Здесь же мы имеем дело с видео, которое САМО СЕБЯ смотрит, да еще и критически комментирует. Это позволяет перейти к вопросу – а кто такой тогда этот я? Остаток, лишний зритель? Это ощущение мне кажется важным в этой работе.

 

                                                                                                                                                         Борис Клюшников

Год: 2018.
Проекты > orwurm[e] Сведения об образовательной организации