Проекты > IfRA&D (Interface for Research Authority and Determination) Сведения об образовательной организации
IfRA&D (Interface for Research Authority and Determination)

Автор проекта: Павел Сельдимиров

Пространство инсталляции размером 5,5х2,5х2.2 м размечено 85 лазерными лучами с шагом 0,4 м.  

При пересечении луча раздается звук, свой для каждого лазера. Диапазон звуков начинается до нижнего предела слышимости, с 15-20 Гц. Когда зритель оказывается в центре инсталляции и пересекает центральный луч, она включается и начинает взаимодействовать с ним как аудиальная и кинетическая интерактивная среда. Среда, структурированная распределением звуков по лазерам, предписывает зрителю характер взаимодействия с ней.

 

Любая из сред реагирует на присутствие зрителя, его движения меняют звучание среды. Звучание и интерактивность позволяют организовать среду ритмически – это самый естественный способ существования в ней. Инсталляция располагает зрителя к разным сценариям ритмического взаимодействия, то есть зритель начинает танцевать. Среда создается при помощи танца и танец при помощи среды. Танцующее и чувствующее тело становится интерфейсом к опыту столкновения с событием.

Стратегии навигации человека в инсталляционном пространстве радикально усложняются и преобразуются в стратегии социальной коммуникации введением внешнего агента – оператора управления средой.

Для этого с внешней стороны подключен контроллер, интерфейс для семплироания и колажирования звуков, производимых «средой-человеком». Это фигура внешнего, которая вступает в диалог с человеком через среду. Человек за пультом может брать фрагменты среды или отдельные звуки, производимые взаимодействием танцора с средой и укладывать их в луп, семплировать, менять. Танцор же вынужден взаимодействовать с ним через среду, сбивая ритм, подыгрывая, играя. Таким образом возникает интерфейс-инсталляция для исследования коммуникативных отношений, воли и детерминации, функционирующая как социальный тренажёр.

Следующая возможность заключается в том, что звуки выводятся в программное обеспечение, откуда их может взять другой человек. Он может произвести с ними любые манипуляции – сделать луп, коллаж, пропустить через синтезаторы и т.д. тем самым воздействовать на танец, т.е. проявлять свойство власти или собеседника. Влияя на среду и человека находящегося в ней. Что приводит нас к исследованию отношений между субъектом – средой – внешней силой, властью.

 

В утверждение что «язык определяет сознание» С.Уорфа и развитие лингвистической философии ХХ века фактически делает единственной доступной нам реальностью текстуальную ткань нашего понимания, машину означивания. Мир за пределами ее нам недоступен.

В спекулятивном же реализме присутствуют ответвления (Грэм Харман, Юджин Такер, Леви Брайант и др.), ищущие возможность восприятия мира вне языка или вне человеческого. Своего рода «темные онтологии» где «темный» указывает на неясность, невозможность схватывания, на что-то пока не означенное, лежащее за пределами текстуального.

В инсталляции IfRA&D мы попадаем в ситуацию коммуникации вне языка. Мы сталкиваемся с ситуацией, где можно полагаться только на чувствование, на свои аффекты.

 

Этот проект функционирует как тренажер и лаборатория, то есть функциональная вещь. Функция и цель этой вещи – производство нелингвистического опыта коммуникации с Другим.

За основу взят телесный опыт, отдаленный от текстуального и максимально приближенный к аффективному как к живому опыту реального, которое еще не стало текстуальным. Проект предлагает методы исследования, тренировки и поле, где каждый становится автором своего опыта. Инсталляция становится местом практической работы с разными моделями коммуникации – борьбой с властью или обстоятельствами, разговором и соавторством с Другим, поиском, исследованием и конструированием среды и конструированием себя.  «Практика себя как практика свободы, а не подчинения», говорил Фуко в «Герменевтике субъекта», то есть обретение себя и через «практику себя» аннулирование власти в пользу своей власти. В исследованиях отношений с властью Фуко был озабочен тем, как субъект конституирует себя в жизни, как он влияет на свою собственную метаморфозу. Такое влияние ради преображения он называет «забота о себе».

Проект вдохновлен мыслями о месте поступка в производстве среды обитания, и логикой реального как чего-то, лежащего вне текстуального, вне нарратива, в который мы укоренены благодаря языку. Реальное понимается как столкновение с чем-то неопознанным, воспринимаемым только через чувство и через аффекты, а так же как столкновение с повседневностью, в которой мы сразу после пробуждения находим ритм пути дня, динамику прохождения сложных поворотов, поведения в эксцессах и взаимодействия с окружающими.

Меня волновал вопрос «Можем ли мы что-то сделать для того что бы что-то изменить?» и кто определяет характер событийности, в которую мы прогружены и которая влияет на наше каждодневное, субъективное состояние.

В философском плане это работа с одной из основных повесток современной мысли – если мы социо-культурный конструкт, то можем ли мы влиять на среду, которая нас конструирует, и где место воле в этой детерминистском мире?

 

Год: 2019.
Проекты > IfRA&D (Interface for Research Authority and Determination) Сведения об образовательной организации