О Школе > Формы обучения > Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Техника и технология визуальных искусств Сведения об образовательной организации

Преподаватели: Игорь Вязаничев, Дмитрий КабаковДмитрий Масуренков, Анна Кортюкова

 
Курс "Техника и технология визуальных искусств (ТиТВИ)" ведется в Школе Родченко с 2007 года. Создание произведений в технике фотографии, видеоарта, кинематографа требует глубокого понимания технологических основ получения изображения. Данный курс призван дать базовое представление о них и развить необходимые профессиональные умения и навыки.

Курс состоит из двух уровней:
- базового, преподаваемого в первом семестре,
- профессионального, состоящего из отдельных факультативных блоков,  теоретически и практически развивающих профессиональные знания, умения и навыки студентов.

Предусмотрен зачет по окончании первого семестра, а также зачёты по отдельным факультативным курсам.

Курс предусматривает три типа занятий: лекционные, тематические семинарские, практические.

 

Цель дисциплины
Привить уверенное владение техническими средствами и технологией, обеспечивающее возможность реализации творческих работ студентов на общепринятом уровне качества.

Задачи дисциплины
Дать учащимся основные инструменты для решения задач, возникающих как в процессе обучения, так и в практической деятельности художника визуального искусства.

Требования к уровню освоения и содержанию дисциплины
Курс рассчитан на учащихся, имеющих начальную фотографическую подготовку и достаточную мотивацию к творческому росту, которые выявляются при поступлении в процессе собеседования и предъявления авторского портфолио работ.

 

Учебно-тематический план

1 семестр

№ темы

 Наименование тем 

Лекции

Семинары

Практика

Самост. работа

0.

Вводная лекция, знакомство с дисциплиной и преподавателями.

4

 

 

 

1.

История появления фотографии и кинематографа. Построение изображения

4

 

 

 

2.

Основные свойства света. Направленный и рассеянный свет. Виды отражения и пропускания. Рассеиватели.

Отражение и преломление света.  Линза. Камера и глаз.

Призма. Дисперсия. Интерференция, дифракция. Поляризация.

8

 

4

 

3.

Оптика. Характеристики объектива. Масштаб изображения. Перспектива

4

 

 

 

4.

Источники света. Спектры излучения. Представление о цветности. Цветовая температура и «белый» свет. Баланс белого

 

2

2

2

5.

Свойства света. Направление света. Мягкость/жёсткость света.

Рассеиватели.

 

 

4

 

6.

Относительное отверстие. Глубина резкости. Расчеты и использование.

4

2

2

 

7.

Практика работы с рисующим светом.

 

 

4

 

8.

Разрешение объективов. Резкость. Качество изображения. Основные характеристики объективов.

4

 

4

?

9.

Фокусное расстояние и передача перспективы в фотографии.

4

 

4

?

10

Функциональное значение видов света. Работа с несколькими источниками света.

 

 

4

 

11

Свет в портретной съёмке.

Основы.

 

2

2

 

12

Основы фотометрии и экспонометрии. Освещённость, ключевая освещённость. Экспопара.

Определение экспопары с помощью экспонометра по освещённости.

4

 

4

 

13

Знакомство со студийными импульсными приборами.

 

2

2

 

14

Автоматика современных камер. Системы автофокусировки

4

 

 

 

15

Законы формирования освещённости. Контраст освещения.

 

2

2

4

16

Яркость. Яркость и отражение света. Светлота, понятия «белое», «чёрное». Определение экспопары по яркости с помощью экспонометра и экспонометрического устройства фотоаппарата.

 

2

2

4

17

Автоматика современных камер. Системы автоматической экспозиции

4

 

 

 

18

Портретная съёмка: мудборд, референсы

2

 

2

 

19

Оптический рисунок. Объективы для решения различных творческих и технических задач. Качество изображения.

 

4

 

 

20

Темная тональность. Светлая тональность. Практические методы работы

 

 

4

 

21

Жанровый портрет (съёмка героя)

 

 

8

 

22

Основы цветоведения.

Цвет и цветность. Цветовой круг, тело цветового охвата Оствальда. Понятие о цветовых пространствах.

4

 

 

 

23

Базовые принципы предметной съёмки. Преодоление типичных трудностей.

 

 

8

 

24

Колориметрические пространства RGB, HSL, CMY(K), Lab, XYZ.

4

2

2

 

25

Цифровые технологии получения изображений. История разработки, устройство матриц, способы цветоделения. Xарактеристическая кривая, ADC, RAW, log-профили, ошибки экспозиции, шум, EXIF. Ограничения цифровых технологий получения изображения.

8/12

2

 

2

26

Основы  получения, воспроизведения и хранения видеоизображения

4

 

4

 

 

2 – 4 семестры

 

Наименование тем спецкурсов

Лекции

Семинары

Практика

Самост. работа

 

Основы предметной съёмки и  сет-дизайн

4

 

12

 

 

Цветовое решение кадра:

- управление цветовым решением кадра во время съёмки.

- соотношение переднего плана и фона.

- ночная съёмка в городе.

 

4

12

4

 

Методика получения резких изображений. Системы стабилизации изображения для фотографии и видео

 

4

4

 

 

Практика работы в студии. Использование смешанного света, в т.ч. работа со вспышками

 

 

8

 

 

Подсветка в интерьере и на натуре (работа со светом и экспонометрия)

2

2

12

 

 

Разбор сложных световых постановок в павильоне

 

 

8

 

 

Системные вспышки. Модификаторы света и основные приспособления, расширяющие функционал. Дистанционное управление

 

2

2

 

 

Техническое оснащение фото и видеосъёмки:

- оснащение;

- уход за техникой;

- защита оборудования от неблагоприятных факторов;

- химические источники тока и их применение в фото- и видеотехнике

- и др.

 

8

 

 

 

Современные осветительные приборы для кино и фотографии

 

8

 

 

 

Экспонометрия в фотографии и кино (сложные случаи):

- портрет на фоне окна;

- световые эффекты: эффект свечи, эффект света от окна, эффект солнечного света;

- изменение светового эффекта внутри одного кинокадра.

 

 

16

 

 

Основы плёночной фотографии и кино.

(Светочувствительные материалы. Производство, типы эмульсий, строение, физические свойства. Как читать документацию фотоматериалов. Проявление и проявители. Кинетика проявления, характеристические кривые.

Фотографическая и полезная широта, интервал экспозиций. Процесс ч/б обращения.

Цветные фотоматериалы.

Основы плёночной экспонометрии в фотографии и кино)

4

16

12

 

 

Основы киноизображения и киноязыка. (Спецкурс, 40 часов)

1.                Введение. Художественное пространство кино. Кинотехнология  и  киноязык.
Как возникает кино. (На примере истории создания фильма «Одна» ) – 4 часа (просмотр и лекция).
2.                Драматургия в кино. Драматургия действия и изобразительная драматургия.  Кино, как плотная последовательность событий. -4 часа .
3.                Традиционная плёночная технология. Устройство кинокамеры и кинопроектора. Покадровое хранение и воспроизведение изображения – особенности. Стробоскопический эффект.  Частота кадросмен и особенности изображения (дёрганье, «замораживание»)– 4 часа
4.                Звук в кино: как это делалось, как это делается. Влияние звука на киноязык. «Аталанта». – 4 часа (просмотр, лекция)
5.                Особенности цифрового видео. Изображение прогрессивное и полукадровое. Компрессия. Кодеки. Особенности съёмки и воспроизведения цифрового видео. Стандарты. – 4 часа.
6.                Кинокадр – основа кино. Особенности съёмки киноизображения фильм  «Нож в воде» Романа Поляньского)
Приёмы съёмки:
- Статичный кадр (фильмы Ясудзиро Одзу, Роя Андерсена).
- Динамичная камера.   Правила панорамирования. 
Фильмы  «Семена», «4 месяца, 3 недели и 2 дня».
-  Изменение крупности: наезд-отъезд, трансфокатор.
 – 12 часов (просмотры, практика).
Монтаж, как инструмент  и как основа киноповествования. Основные принципы и правила монтажа. - 12 часов.

 

 

 

 

 

Съёмка на средний формат

4

 

4

 

 

Фототехника крупного формата (В.Ефимов, И.Вязаничев)

 

4

4

 

 

Съёмка в интерьере (Д.Лукьянов)

4

4

8

4

 

Съёмка на улице (А.Ануфриев)

4

4

8

4

 

Съёмка экспозиций (И.Вязаничев)

 

 

4

4

 

Съёмка архитектуры (О.Алексеенко)

4

8

 

О Школе > Формы обучения > Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Техника и технология визуальных искусств Сведения об образовательной организации