АНДЕРС ПЕТЕРСЕН
|
Итак, приглашаем студентов и всех желающих посетить 22 марта мастер-класс знаменитого фотографа в МАММ!
Дата проведения мастер-класса: 22 марта в 19:00. Вход свободный.
Адрес: МАММ, ул. Остоженка, 16 (схема проезда).
|
Петерсен родился в Стокгольме, в 1944. Он происходил из буржуазной семьи, в которой с самого детства ощущал себя аутсайдером. В попытке вырваться из мира сдержанности и притворства, главных «добродетелей» его окружения, 18-летний Андерс Петерсен отправился в Гамбург изучать немецкий язык. Там он погрузился в иную реальность, главной ценностью которой была возможность быть принятым таким, какой ты есть, со всеми слабостями и недостатками, возможность прямого и честного общения - в мире бродяг со всего света не было судей и осуждения. Однажды, слоняясь по городу, Петерсен наткнулся на «Кафе Lehmitz» – пивную на улице Репербан, где встречались обитатели квартала «красных фонарей»: сутенеры, проститутки, трансвеститы, мелкие жулики и т.д. Спустя несколько лет, уже став учеником знаменитого шведского фотографа Кристера Стрёмхольма, и вдохновившись его идеями, Петерсен вернулся в это кафе для того, чтобы договориться о съемках с его завсегдатаями. Результатом трехлетней работы стала персональная выставка «Кафе Lehmitz» (1967-1970), принесшая Андерсу Петерсену мировую известность. Музей «Московский Дом фотографии», совместно с Fotomuseet Sundsvall в рамках «Фотобиеннале -2006» уже показывал эту выставку в Москве. О знакомстве и дружбе Петерсена с Кристером Стрёмхольмом необходимо рассказать подробнее. Стрёмхольм – великий шведский фотограф, творчество которого оказало огромное влияние на современное фотоискусство. Его знаменитая серия фотографий «Les amies de la Place Blanche» 1959 года о жизни парижских трансвеститов, стала прорывом в области street-photography, навсегда изменив дистанцию, прежде существовавшую между фотографом и моделью. Стрёмхольм учил не просто наблюдать, а участвовать и сопереживать. Эти идеи, безусловно, нашли отражение и в творчестве его друга и ученика Андерса Петерсена. В 1973 году Петерсен опубликовал свою первую книгу «Зеленые рощи» («Gröna Lund») о посетителях стокгольмского парка развлечений, в 1974 – закончил Шведскую школу кино, Драматический институт в Стокгольме, а в 1978 в Германии вышла его книга «Café Lehmitz». Уже в первой серии фотографий можно увидеть основные принципы, которым Петерсен верен до сих пор. Вот, как он их формулирует: «Я не принадлежу к цифровому миру. Я – аналоговый фотограф. Я не хочу выглядеть профессионалом и знаменитым фотографом. Я хочу быть только любителем. У меня есть только маленькая камера. С этой небольшой камерой удобнее приближаться к людям, потому что ты к ним подходишь не как фотограф, а как человек. Я ищу людей, ищу контакта и хорошего разговора. Мне нравится животный, примитивный подход. Мне нравится органичное в людях. Это правдиво». В 1984 вышла в свет первая книга из знаменитой трилогии о закрытых институтах. Петерсен задумал три книги: об обитателях дома престарелых, психиатрической клиники и тюрьмы. «Камера функционирует как ключ, – вспоминает Петерсен, – никто не позволил бы мне войти в тюрьму или в психиатрическую больницу, если бы у меня не было камеры». |
Проект «Вернувшись домой» / «From Back Home» – это результат сотрудничества Андерса Петерсена и Я.Х. Энгстрема (J.H. Engstrom). Книга, вышедшая в 2009 году, была удостоена множества престижных фотографических премий, в том числе приза Фотофестиваля в Арле («The Arles Contemporary Book Award for 2009»).
Для Андерса Петерсена выставка «Вернувшись домой», которую представляет сегодня МАММ, – это путешествие к истокам, в Вермланд, безмолвный суровый край, покрытый вековыми лесами, населенный немногословными, замкнутыми людьми, наполненный детскими воспоминаниями, грустью, одиночеством, и в то же время мечтами, когда-то позволившими 18-летнему юноше вырваться в огромный, многолюдный мир и рассказать свои поэтичные, глубокие, иногда экстравагантные и очень личные истории.