ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
DIE PHOTOGRAPHISCHE SAMMLUNG/SK STIFTUNG KULTUR
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
представляют выставку
в рамках ГОДА ГЕРМАНИИ В РОССИИ
и в рамках 8-го Московского Международного фестиваля «МОДА И СТИЛЬ В ФОТОГРАФИИ – 2013»
«КАРЛ БЛОСФЕЛЬДТ И ЭККЕХАРД ВЕЛЬКЕНС: ДИАЛОГИ О ПРИРОДЕ»
Выставка «Диалоги о природе» представляет работы двух немецких мастеров – фотографа Карла Блосфельдта, автора международного бестселлера «Виды искусства в природе» (1928), сделавшего общепризнанный вклад в историю фотографии, и художника-графика Эккерхарда Велькенса, которые, живя в разное время, вдохновлялись в своем творчестве совершенством природы. В экспозицию включено 70 фотографий Блосфельда и более 20 рисунков Велькенса, которые в едином выставочном пространстве вступают в диалог.
Карл Блосфельдт (1865-1932) делал снимки самодельной деревянной камерой, а получившиеся фотографии использовал на занятиях по рисованию, которые он вел как профессор Берлинского Колледжа Искусств. Сам он видел себя не фотографом, а скорее исследователем, тщательно изучая растения и находя в них ранее не замеченные детали, симметрии которых он открывал с помощью камеры. В архиве Блосфельдта сегодня можно увидеть несколько сотен изображений, хотя предполагается, что он за свою жизнь сделал около 6000 фотографий растений.
После окончания гимназии Блосфельдт получил стипендию на обучение в педагогическом институте при Берлинском Музее искусств и ремесел. Там он познакомился с преподавателем Морицем Мойререм (1839-1916), который разработал новую методику обучения рисованию, способную сделать дизайн технических и промышленных продуктов Германии конкурентоспособным на мировом рынке. В частности, Мойрер предложил составлять папки с коллекциями изображений растений, чтобы потом представить их в виде украшений в помощь мастерам и производителям. Естественные формы являлись замечательными моделями для художественного творчества и архитектуры. В 1890 году Мойрер поселился в Риме, и шесть ассистентов делали для него рисунки и скульптурные модели. Одним из помощников, ставшим впоследствии лучшим сотрудником Мойрера, и был Блосфельдт.
С помощью своих фотографий Блосфельдт проводит связь с искусством гербария, в котором высушенные растения тщательно каталогизируются по названию, дате и месту, где их обнаружили, и располагаются по альбомам и ящикам в соответствии с ботанической системой классификации. Одно время ни одна уважающая себя коллекция естественной истории не обходилась без гербариев, но в наши дни биология смотрит на такой способ классификации растений как на реликвии прошлых веков.
Рисунки Эккехарда Велькенса, художника, работающего в наши дни в городе Айфеле, выглядят именно как старинные иллюстрации к естественнонаучным трактатам. Дырчатая лёгкость базальта, шершавая корка рога, хрупкость сухого листка, оперение мёртвого канюка - всё это с чрезвычайной отчётливостью изображено на его рисунках. Любая форма материальности, любое пространственное различие, любая точка перелома, любой признак начинающегося разложения - всё превращается у Велькенса в рисунок. Художник с невероятным упорством миллиметр за миллиметром прорабатывает тончайшие нюансы тона, и в то время как с помощью фотоаппарата тот же объект можно скопировать за считанные секунды, это представляется почти анахронизмом. В современном мире время стало редким и особенно драгоценным богатством, однако у Велькенса работа над одним рисунком может занимать от нескольких дней до месяцев.
Открытие состоится 13 февраля в 19:00.
Выставка открыта по 17 марта.
Адрес: Мультимедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, 16.