|
АНДРЕ КЕРТЕШ
Выставка продлится со 2 апреля по 9 мая
Андре Кертеш – ключевая фигура в истории фотографии, его талант признан многими современными фотографами, в том числе Анри Картье-Брессоном. Экспериментируя с разными течениями – сюрреализмом, конструктивизмом, гуманизмом, нередко обращаясь к ним раньше, чем последователи этих самых течений, Андре Кертеш всегда оставался верен своему главному принципу: «Делаю то, что чувствую».
В основе выставки «Двойник жизни», включающей 189 фотографий, представляющих собой современные отпечатки, выполненные в технике серебряно-желатиновой печати – негативы из собрания Андре Кертеша. Экспозиция построена таким образом, чтобы охватить и максимально ярко и подробно отразить все периоды творчества: венгерский (1912–1925); французский (1925–1936); нью-йоркский (1936–1962); и период международного признания (1962–1985).
«Моей работой управляет момент. Я чувствую то, что делаю. Это очень важно для меня. Все смотрят, но не все могут увидеть. Я никогда не думаю и не измеряю: если я вижу сюжет, я знаю, что он хорош, даже если придется ждать хорошего света» – Андре Кертеш.
|
|
В рамках Десятого юбилейного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет выставку «Трансгрессивная утопия» («La utopía transgresora») Оуки Лееле (Барбары Альенде) – одной из самых ярких звезд движения movida madrileña, получившего распространение в испанской культуре после смерти генерала Франко в 1975 году. Молодые режиссеры, фотографы, художники декларировали полное освобождение от любых табу и ограничений, установленных франкистским режимом. Они утверждали новый гедонизм, возвращая человеку право быть тем, кто он есть на самом деле; в радиус действия movida попадали буквально все сферы культурной жизни, начиная от музыки, визуального искусства, заканчивая языком, а участники movida формировали не только новую модель жизни, но и новые культурные отношения.
Оука Лееле так же знаменита в Испании, как и режиссер Педро Альмодовар, чьи фильмы воспевают карнавальный дух мовиды, художницу с легкостью можно представить среди невероятных героев, населяющих его фильмы. Оука Лееле в той же мере вы-ражает своим творчеством пиренейскую экспрессию, превращая свою жизнь в произведение искусства, когда уже невозможно отличить правду от художественного вымысла. Возможно, на это художницу вдохновил другой блистательный испанец, сюрреалист и мифотворец – Сальвадор Дали, Оука Лееле неоднократно признавалась в любви к его творчеству.
Проект «Трансгрессивная утопия» основан на работах, подготовленных для презентации Испании на ХI Художественной Биеннале в Каире. Экспозиция включает работы, созданные в период с 1975 по 2007 годы.
Пресс-показ в 18:00.
31 марта в 19:00 состоится лекция Мануэля Ромеро в Мультимедиа Арт Музее, Москва
|
|
Кураторы: Джиджи Джануцци, Лаура Серани
В рамках Десятого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет выставку классика мирового фоторепортажа, президента легендарного фотоагентства «Магнум» в период с 1980 по 1985 год - Филипа Джонса Гриффитса.
Наибольшую известность он получил, работая военным фотокорреспондентом. «Со времен Гойи никто не изображал войну так, как Филип Джонс Гриффитс», - писал о нем Анри Картье-Брессон. А журнал Times назвал его книгу «Vietnam Inc» «Лучшей работой в жанре фоторепортажа о войне, среди когда-либо изданных». В 2007 году Филип Джонс Гриффитс был награжден престижной премией за достижения в области фотожурналистики на Пятой церемонии Annual Lucie Awards в Нью-Йорке.
На выставке «Воспоминания» представлен ряд ранее неизвестных снимков, сделанных в Великобритании в 1950-е – 1970-е годы. Фотографии посвящены общественно-политической жизни и изображают в том числе и этапные события, происходившие в британской истории второй половины ХХ столетия. Гриффитс снимал одинаково точно и выразительно как членов группы «Битлз» в Ливерпуле, так и шахтеров в Уэльсе, как марши «Движения за ядерное разоружение» в Лондоне, так и траурные процессии в Северной Ирландии.
Эти работы показывают важные трансформации английского общества, увиденные глазами выдающегося мастера композиции и повествования. Один из величайших фотографов современности, прославившийся своими работами, сделанными на другом конце света, предстает теперь как автор не менее проницательных произведений, посвященных революционным изменениям, происходившим у него на родине.
|
|
В рамках Десятого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет выставку «Оттепель» выдающегося советского и российского фотожурналиста, классика отечественной фотографии Владимира Лагранжа. Его работы находятся в музейных собраниях и частных коллекциях в России, Италии, Великобритании, Швейцарии, Австралии. Лагранж - участник международных конкурсов, и выставок: Международной выставки в Будапеште (1963), «Сезонов русской фотографии» в Милане (2003), организованных музеем «Московский Дом фотографии» и многих других; обладатель многочисленных профессиональных премий и медалей, в том числе высшей награды профессиональной гильдии фотографов и Союза журналистов «Золотой глаз».
Годы «оттепели», были уникальным временем в советской истории. В стране неуловимо изменилось настроение. Это настроение свободы очень ярко выражает знаменитый снимок Владимира Лагранжа «Голуби», который журнал «Советское фото» опубликовал на целый разворот, что было довольно необычно для изданий того времени. На снимке юные выпускники, полные предвкушений и надежд, шагают по Красной площади, а над ними взлетают голуби. На смену традиционным, официозным, застывшим снимкам с парадов и съездов Политбюро, приходят кадры, безусловно, еще постановочные, но дышащие свободой, позволяющие сформировать новый взгляд на эту эпоху. Новое поколение фотографов обращается к новым формам выражения, новым ценностям, экспериментирует, ищет новые средства, методы, образы.
В 1963 году Лагранж стал специальным корреспондентом знаменитого журнала «Советский Союз», советского ответа мировым «глянцевым» журналам, призванного пропагандировать за рубежом советский образ жизни. В 1964 году в составе группы молодежи от Общества дружбы «СССР-Франция», под эгидой ЦК ВЛКСМ Владимир Лагранж поехал в Париж. Вот, как он вспоминает эту поездку: «И вот я, беспартийный, да еще с такой фамилией, оказался в стране своих предков. Не буду здесь писать подробно о тех впечатлениях, настроении, удивлении, которые переполняли меня. Память о Франции выразилась в моих фотографиях.
Сон кончился. За одну ночь я отпечатал более двухсот снимков. Моему журналу этот репортаж был не нужен. Осенью в Советский Союз приезжал Шарль де Голь, и ко мне обратилась «Литературная газета» - показать эту съемку. Работы понравились, но возник вопрос, а нету ли у меня кадров нищих, бездомных, каких-то острых социальных сцен. Даже такой газете требовалась ложка дегтя. Идеология в стране была бдительна. Такое я не мог снять, да и не за этим ехал. А разворот все же в газете был…»
С 1989 по 1991 год Владимир Лагранж работал в журнале «Родина», а затем, до 1995 года – в московском бюро французского агентства «Sipa Press». После 1995 года Лагранж перестал работать в журналах, снимал только для своего сайта, много путешествовал, много фотографировал, пытаясь понять и доказать себе, что еще возможно вернуться к жанру фоторепортажа, от которого он успел отдалиться. Путешествуя по Италии, Лагранж не изменил своей манере снимать, правильно расставлять акценты, прежде всего, концентрируясь на колорите страны, улавливая в своих героях черты, которые способны затронуть самое сокровенное в душе зрителя.
|
|
В рамках Десятого московского международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет ретроспективу выдающегося фотографа, одного из самых влиятельных теоретиков фотографии, великого педагога – Александра Лапина.
Работы Лапина находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, Музея изящных искусств в Бостоне, The Corcoran Gallery of Art в Вашингтоне, в частных собраниях и галереях. Он принимал участие в выставках по всему миру: в России, Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Франции, Великобритании, США и др. В течение пяти лет, с 1992 по 1997 годы был членом комиссии по Государственным премиям в области изобразительного искусства при Президенте Российской Федерации.
Самым же важным было то, что Александр Иосифович Лапин был прирожденным Учителем. Более тридцати лет он занимался преподаванием фотографии, фактически заменив собой отсутствовавшие в России фотошколы, сначала в Заочном народном университете искусств (ЗНУИ), потом в организованной им Студии художественной фотографии при Доме культуры МГУ, затем на факультете журналистики МГУ и наконец, в знаменитой Школе Лапина. В разное время учениками Александра Лапина были Игорь Мухин, Геннадий Бодров, Александр Сорин, Павел Смертин, Дмитрий Костюков и многие другие. Мэтр вырастил не одно поколение фотографов. Попасть в мастерскую Лапина, стать одним из его учеников – было большой удачей.
За долгие годы преподавания он разработал курс лекций, в котором основное внимание уделялось композиции. При этом, сам фотограф неоднократно говорил: «Любое творчество – это нарушение всяческих правил». Лапин обладал уникальной, исключительной способностью видеть и чувствовать, которую он пытался развить у тех, кто у него учился. Самым важным для него было научить доверять своим чувствам, не мыслить шаблонами и стереотипами. «Я думаю, что даже гениальный Брессон не мог все учитывать в момент съемки. Все происходило потом, когда он из десятков отснятых кадров мог выбрать один, а мог и не выбрать ни одного. Творчество фотографа не заканчивается в момент нажатия на кнопку, а только начинается. Самый трудный творческий процесс – осмысление того, что снято. Здесь вот важна культура, вкус, понимание и талант», - повторял Лапин и учил много работать, искать свою тему, надеяться на удачу. Учил, как отличить «хороший» снимок от выдающегося, красивый от некрасивого. Учил понимать сущность и язык фотографии.
В 1986 году Лапин организовал «Первую московскую молодежную выставку» в ДК МГУ, а в следующем, 1987 году – персональную выставку молодого фотографа Игоря Мухина о рок-движении, на которую приходили герои его фотографий, панки и хиппи, никак не походившие на чинных посетителей выставок. За это Лапина уволили из МГУ.
Александр Лапин – автор двух основополагающих, многократно переиздававшихся, учебников по фотографии «Фотография как…» и «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом», в которых рассматриваются теория чёрно-белой документальной фотографии, законы композиции, психология восприятия фотографии, а также формулируются принципы оценки и анализа изображений.
Александр Лапин умер 25 октября 2012 в Москве.
|
|
РЕНЕ БУРРИ «РЕТРОСПЕКТИВА»
Рене Бурри родился в Цюрихе в 1933 году, 9 апреля ему исполняется 81 год. Получивхудожественное образование в «Школе Искусств и Ремесел» в Цюрихе, в 1953 - он начал снимать документальные фильмы, а несколько позже увлекся фотографией. Молодой человек мечтал увидеть мир: «Во мне всегда жило любопытство, а в Швейцарии я чувствовал себя как в ловушке», — вспоминал он позднее, — «Я залезал на скалы, чтобы увидеть горизонт, а вокруг были только другие скалы».
Бурри достаточно быстро добился успеха – первый же его репортаж о глухонемых детях был опубликован в «Life». Жизнь Рене Бурри навсегда изменилась, когда его работы заметил влиятельный швейцарский фотограф Вернер Бишоф, предложивший молодому фотографу вступить в знаменитое фотоагентство «Магнум», членом которого он являлся. Директор агентства Дэвид Сеймур немедленно отправил Бурри в Чехословакию, а затем на Ближний Восток. «Бросил меня в мир», — рассказывал мэтр много лет спустя, — «…и так я неожиданно для самого себя стал фотожурналистом».
Мировое признание пришло к Рене Бурри после издания его первого фотоальбома «Немцы» в 1962 году, за которым последовало более десятка других книг. В 1959 году он стал действительным членом «Магнума». Многие его снимки являются сегодня классикой мировой фотографии, своего рода иконами XX века - это и портрет молодого Че Гевары с сигарой в зубах, и группа людей на крыше небоскреба, и портреты Ле Корбюзье и Пабло Пикассо. Он много путешествовал по всему миру, освещая важнейшие события истории второй половины XX века и начала XXI века.
|
|
30 марта в 19:00 состоится встреча с Роджером Балленом
Работы, Баллена находятся в коллекциях ведущих мировых музеев: Музея СовременногоИскусства (Нью-Йорк), Европейского Дома фотографии (Париж), Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея Виктории и Альберта (Лондон). В 2002 году Роджер Баллен был признан Лучшим фотографом года старейшего европейского фестиваля «Международные фотографические встречи в Арле». Выставки Баллена с огромным успехом прошли в США, Великобритании, Франции, Германии, ЮАР, Италии, Нидерландах. Фотографии, представленные на выставке, охватывают почти 40 лет, неизменным остается одно: снимки Баллена – всегда вызов для зрителя, призыв к опасному и странному путешествию внутрь себя, на которое мы вряд ли могли бы отважиться без художника.
Роджер Баллен родился в Нью-Йорке в 1950 году, но практически всю сознательную жизнь (больше 30 лет) провел в Южной Африке. Геолог по образованию, он впервые оказался в Южной Африке в областях, далеких от цивилизации. Его камера подробно исследовала жизнь безлюдных, маленьких городов-поселений. Начав с пейзажей и городских этюдов, Баллен постепенно проник в дома, погрузился в странный мир людей, которые как будто не замечают «большого мира», существуя на грани патологии и нормы, шокируя обывателя и привлекая художника. В 1994 году Роджер Баллен окончательно убедился в отсутствии необходимости перемещения в пространстве в поисках новых сюжетов для съемок и стал находить практических всех героев недалеко от своего дома в Йоханнесбурге.
Кажется, Баллен с самого начала хотел «усилить» реальность, сообщить ей мистическую перспективу, дойти до самого дна (совершенно в духе Достоевскго), чтобы обрести подлинность, увидеть суть вещей. Он начал с традиционной, черно-белой фотографии и постепенно расширял свой арсенал средств, используя видео, скульптуру, реди-мейды и пр.
Очень часто на его снимках видны только фрагменты предметов, происхождение которых туманно, и зрительское воображение неизбежно достраивает происходящее за кадром. Фотографии Баллена становятся частью некого шаманского действия, которому публика нетолько легко поддается, но и открывает для себя все новые и новые возможности участия в нем.
|