Я ЖИВУ В РОЗОЧКЕ. Игорь Самолет
|
Монотонные микрорайоны домов посреди бескрайних просторов – пейзаж, знакомый каждому, кто жил вдали от исторических центров городов. Районы типовой застройки представляют собой особый вид городской среды, которая лишена всякой индивидуальности, и потому ей сопутствуют различные формы украшения среды обитания. Представленные на выставке работы предлагают более пристально взглянуть на, казалось бы, до боли знакомые городские виды. В своем проекте Игорь Самолёт исследует визуальную среду родного города Котлас Архангельской области, обращая внимание на сложившуюся с 1960-х годов традицию оформления фасадов домов кирпичной графикой, которая наделила индивидуальными признаками неразличимые пятиэтажки и наполнила городской пейзаж монументальными зрительными образами. Поначалу в качестве графических мотивов выступали символы советской идеологии, а после распада СССР к ним добавились новые декоративные сюжеты – распустившаяся роза, улыбающийся дельфин, кораблик и другие подобные.
В Котласе, отвечая на вопрос «где ты живешь?», жильцы дома с олимпийским мишкой на фасаде отвечают «я живу в мишке», те, кто живут в доме с розочкой, говорят «я живу в розочке». Так идеологические символы наравне с лишенными особого смысла картинками становятся частью городской среды, служа пространственными ориентирами в лабиринте одинаковых кирпичных коробок.
Если советские графические мотивы являлись частью общей символической системы координат, то язык новых знаков представляется скорее абсурдистским. Выполненные в той же технике и потому обнаруживающие визуальное сходство со своими предшественниками новые символы, казалось бы, должны были наследовать идейную составляющую, что заставляет искать скрытый смысл в раздутых до монументальных размеров симпатичных картинках. В то же время идеологические символы, продолжая существовать вне породившего их исторического контекста, приобретают отчужденные абстрактные черты, их смысл уже не всегда может быть прочитан новыми поколениями. Примечательно то, что в Котласе новые знаки не заменили старые, а существуют в едином пространстве, формируя визуальный ландшафт. Фокусируя свой взгляд на кирпичных рисунках, Игорь Самолёт позволяет увидеть их как часть городской повседневности и одновременно предъявляет их как самостоятельные образы, давая возможность рассмотреть кирпичную кладку во всей подробности, отчего изображения приобретают действительно графическое качество. Отделенные от своего контекста они напоминают загадочные пиктограммы.
Мария Степкина
Игорь Самолёт (р. 1984, г. Котлас) окончил факультет искусств Сыктывкарского государственного университета и Московскую школу фотографии и мультимедиа им. Родченко (мастерская В. Куприянова, А. Хорошиловой), участник многочисленных выставочных проектов, в том числе в рамках параллельной программы Европейской биеннале современного искусства Манифеста 10. Его фотоальбом “be happy!” включен в третью часть энциклопедии «Фотоальбом: история» под редакцией Мартина Парра и Джерри Баджера.