В рамках курса «Современные художественные практики» преподаватель ШР, философ и искусствовед Борис Клюшников прочитал лекцию о современном искусстве, его определениях и способах организации.
Лекцию можно послушать на Soundcloud Школы Родченко.
«Предметом этой лекции стало разрозненное поле современного искусства, в котором возникает политическое противостояние различных трактовок самого этого понятия. Прослеживая археологию понятия современного искусства, я выделяю три подхода к его определению: хронологическое понятие, эмпирическое понятие и критическое, диалектическое понятие.
Я также указываю, что понятие «современное искусство» представляет собой параллакс как его определял Жижек. Это значит, что мы можем принять одновременно две противоположные точки зрения о том, что в современном искусстве выступает как субъект, а что выступает как его определение. Понятие раскалывается в зависимости от нашей убежденности в том, что субъектом современного искусства является «современность». Совсем к другим выводам мы приходим, когда считаем, что субъектом выступает «искусство». От этого политического выбора, иногда неосознанного, зависит многое - и институты современного искусства, которые опираются на эти модели понимания, и поле художественной критики и сама практика художников. Если говорить кратко, я применяю некоторые метода аналитического гегельянства, чтобы понять историчность и способы организации современного искусства через понятие».