14 февраля были объявлены результаты международной премии в области фотожурналистики World Press Photo. Студенты Школы Родченко и Никита Шохов заняли 1 и 3 места в номинации Staged portrets. Никита и рассказали о своем участии в конкурсе, своем методе и планах на будущее.
© Escape' |
World Press Photo считается конкурсом фотожурналистики, тогда как ваши проекты привычнее описывать в категориях документальной фотографии. На ваш взгляд, ваша победа в нем – случай исключительный, или граница между документальной и пресс-фотографией становится более прозрачной? : Я думаю, граница между журналистикой, документальной и арт-фотографии во многом зависит от способа презентации. Поэтому границы часто размываются. Никита Шохов: Я вообще не разбираюсь в этих терминах. Я просто экспериментирую. Например, захотелось мне попробовать фотомонтаж — отчасти это «Рублевка», захотел использовать сканирующий задник – получилась «41 секунда», захотел постановку – получился «Утриш». Зачем мне думать, в какую категорию это попадает. |
Как вы для себя определяете отличия документальной фотографии и арт-фотографии? Существует ли оно вообще? В какой области работаете вы? ДТ: Для меня различия нет. Для меня важно, чтобы фотография говорила в своей сути о чем-то другом помимо того, что на ней изображено. Я считаю себя художником, работающим с документальной фотографией. НШ: Можно обозначить документальную фотографию как «время», арт-фотографию как «форма». И нужно родить образ: загнать нашу современность в форму. |
© Никита Шохов «Утриш» |
© 'Escape' |
Как думаете, победа в WPP как-то изменит ваш профессиональный и художественный вектор? Или она поможет ли она двигаться по уже выбранной траектории? ДТ: Вектор, конечно, не поменяется, я думаю, поможет с материальной точки зрения. НШ: Я глубоко сомневаюсь, что эта победа имеет значение в области искусства. Но будет здорово, если это отразится хотя бы на работе в СМИ. К счастью, этот приз оживил прежде увядавшие мысли об интерпретации Библии. |
Сопровождают ли победу денежный приз (и если да, как вы им распорядитесь) и какая-то программа выставок/публикаций (если да, что о ней известно)? ДТ: Приз небольшой – 1500€, важнее, что твою работу увидит большое количество людей. Потрачу на проект, над которым сейчас работаю. НШ: Никакие деньги не сопровождают вторые и третьи места. Возможно, это есть у первых. Программа выставок опубликована. В апреле открытие в Амстердаме. Затем до декабря 2014 выставки пройдут в разных городах Польши, США, Италии, Германии, Швейцарии, Румынии, Бельгии, Австралии, Канады, Чили, Новой Зеландии, Австрии, Чехии, Испании, Великобритании и Китая. Вернисаж в Москве 15 мая. Как обычно, будет издан ежегодный каталог, и доступен в продаже. |
© Никита Шохов «Утриш» |
© 'Escape' |
Можете ли вы причислить себя к какой-то определенной школе или назвать авторов, сформировавших ваш метод в фотографии? ДТ: Мой метод работы больше сформировал кинематограф, такие режиссеры как Андрей Тарковский, Робер Брессон, Михаэль Ханеке. Что касается визуального языка. Я понемногу взял от Алек Сот, Ренеке Дикстра, Бренд и Хилла Бехер. Но я стараюсь прийти к чему-то своему. Для меня в этом плане важна общая визуальная целостность в проекте, где каждая фотография не может быть сама по себе, а является частью единого тела проекта. НШ: Я причисляю себя к школе Родченко. И мой метод не сформирован. Конкретно при подготовке проекта «Утриш», я изучал опыт религиозной живописи (например, картины Лукаса Кранаха старшего и Мазаччо), гравюры Густава Доре, и опыт американской fashion фотографии (Давид Лашапель и Энни Лейбовиц). |
О чем теперь можно мечтать? Есть ли какая-то премия, которую хотелось бы выиграть, выставочное пространство, СМИ или издательство, в которое стремитесь попасть? ДТ: Я мечтаю лишь об одном, это иметь возможность делать свои проекты. Все остальное должно служить этому. НШ: Премия ничего не изменила в этом плане. Есть несколько идей, которые требуют много времени, сил и средств. |
© Никита Шохов «Утриш» |