Организаторы: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Центр современной культуры «Гараж», XL Projects
Место проведения выставки: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» (ул. Кузнецкий мост, дом 21/5, подъезд 8, вход с улицы Большая Лубянка)
Место проведения лекций в рамках образовательной программы: Центр современной культуры «Гараж», Парк Горького (ул. Крымский Вал, д. 9)
Открытие: 23 января 2014 года, 19.00
Даты проведения выставки: 24 января – 23 марта 2014
Куратор – Елена Селина
Первая часть проекта, включавшего также образовательную программу и издание каталога, была представлена в сентябре – ноябре 2013 года. Вторая часть выставки продолжает основную тему проекта и расскажет о художественной жизни Москвы с 1995 по 2000 год.
Основатели Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА», Екатерина и Владимир Семенихины, отмечают:
«Мы очень рады тому интересу, который вызвала экспозиция первой части выставки не только у российской публики, но и среди западных кураторов и критиков, посетивших фонд во время Московской биеннале современного искусства. Пожалуй, впервые у зрителя появилась возможность увидеть московское искусство первой половины 1990-х и убедиться в качественном многообразии и неординарности поисков художников, работавших в этом промежутке времени. Среди посетителей выставки было очень много молодых людей, для которых, мы надеемся, этот проект стал еще одним стимулом, чтобы внимательно присмотреться к нашему недавнему прошлому.
Вторая половина 1990-х годов, которая будет отражена в следующей части проекта, – очень важный для нас период. В этот момент мы начали коллекционировать современное искусство и стали свидетелями многих выставок и явлений, так что это время нам особенно близко.
Мы очень рады нашему сотрудничеству с XL Projects, и лично Еленой Селиной и Сергеем Хрипуном, которые стали основным мотором организации этой
выставки. Особенно ценным для нас является наш первый совместный опыт работы с Центром современной культуры «Гараж», который осуществил издание уникального каталога и организовал великолепную образовательную программу, приуроченную к выставке. Нам кажется крайне важным объединять усилия различных культурных институций, так как только в такой совместной работе рождаются и реализуются такие сложные проекты, как «Реконструкция».
Антон Белов, директор Центра современной культуры «Гараж»:
«Нельзя не отметить, что первая часть проекта вызвала действительно большой интерес у совершенно различной аудитории – как российской, так и западной, как у профессионального сообщества, так и у любителей современного искусства. Очень приятно, что каталог к выставке «Реконструкция», подготовленный на базе материалов научного архива Центра, был и остаётся одним из наиболее популярных изданий в книжных магазинах. Я очень рад, что благодаря нашей совместной работе с Фондом культуры «ЕКАТЕРИНА» и XL Projects, все желающие смогут еще лучше оценить и понять события, разворачивавшиеся на российской арт-сцене во второй половине 90-х гг. – события, во многом определившие историю развития российского современного искусства и, несомненно, повлиявшие на наше настоящее».
Куратор выставки Елена Селина комментирует:
«У обеих частей выставки Реконструкция – единая концепция, которая остается неизменной – мы реконструируем и исследуем основные тенденции и знаковые проекты 90-х. Принцип экспозиции в пространстве Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» остается соответственно тем же – проекты группируются по галереям, потому что мы – на основании архивных материалов, любезно предоставленных научным отделом Центра современной культуры «Гараж» – показываем трех основных участников художественного процесса 90-х – художников, галереи и аутентичные тексты критиков, либо опубликованные в периодической прессе того времени, либо в пресс-релизах к выставкам. В пространство каждой галереи, помимо реконструированных проектов и подлинных артефактов – обязательно включена сохранившаяся видеодокументация. Мне крайне важно никого не забыть и продолжить процесс реконструкции знакового времени в легальной истории художественной жизни Москвы.
Вторая часть разительно отличается от первой и сменой участников (закрылись и Центр на Якиманке, галерея 1.0, Школа, Риджина не работала долгие пять лет, L галерея утратила лидирующие позиции) и общей энергетикой. Соответственно – перераспределяются и основные фигуранты и тенденции художественного контекста.
Противостояние и неявный диалог между представителями концептуальной школы и художников круга Осмоловского-Кулика-Бренера – сходят «на нет».
Лидирующую роль на карте современного искусства Москвы берет на себя галерея Гельмана, да и основные тенденции художественной жизни пятилетия – несколько радикализуются. С некоторым опозданием относительно интернационального контекста – Москву буквально накрывает «проблема телесности», метки которой проявляются в творчестве очень разных художников, от радикалов и классиков концептуализма, до представителей неоакадемической линии. Интересно так же, что именно вторая половина 90-х уже содержит в себе зародыши форм и направлений, которые приобретают свою актуальность именно сейчас, спустя почти двадцать лет. Так «Урановый проект» (С. Шурипа, М. Ухов, П. Филипов), показанный в Айдан галерее – породил целую плеяду художников, активно работающих с наследием русского авангарда в новом его преломлении, поиски Леонида Тишкова в переработанном виде встречаются в творчестве молодых авторов, фемининизм – слабо мерцающий во второй половине 90-х невероятно актуализируются в настоящее время».
В рамках выставки Центр современной культуры «Гараж» представит бесплатную образовательную программу, а также второй том «Реконструкции» – собрание уникальных историко-архивных материалов по истории московского искусства второй половины 1990-х гг.
Источник: http://www.ekaterina-fondation.ru/rus/exhibitions/2014/reconstruction_2/