Галерея «Глаз» представляет персональную выставку Александра Лаврентьева «Приметы родства». Выставка идет с 6 февраля по 7 марта 2014 года. Галерея «Глаз» тел.: +7 (495) 978 88 40 |
Так назывался сборник стихов московского поэта Владимира Еременко.
«Переплетенье тем
Перетекает в миф».
Конечно, речь идет об ассоциациях.
У каждой фотографии есть свои собственные нити связи, своеобразные валентности, которые позволяют ей стыковаться с другими изображениями. При этом какие-то оттенки смысла могут усиливаться, другие — ослабляться. На этом основана технология фотомонтажа, сложения фотографической речи: из независимых и самодостаточных фотографий рождается текст.
Стыковка изображений порождает своеобразные рифмы, это прекрасно знают те, кто собирает, развешивает и устраивает фотовыставки. Фотокнига и выставка тесно связаны родством совместного звучания фотографий.
Фотокнига — свернутое послание, которое оказывается на нашем столе.
Снимать начал еще в школе, но фотографией увлекся в начале 1970-х, когда стал помогать родителям, художникам книги. Для фотомонтажей и фотоиллюстраций требовался архив мотивов. То это была поэзия, то литературная критика, то история. Ножницы и клей, бумага и фотографии. А потом — иллюстрации и обложки напечатанных книг.
То, что видишь, фотография фиксирует надежно и быстро. Но еще есть возможность создавать мизансцены, как в театре. А соединение фотографии и текста — еще более увлекательное занятие. Тут идет поиск пересечений текстовых и фотографических ассоциаций. Поэтому мне дороги сделанные почти 30 лет назад развороты к стихам.
Иногда считается, что повествовательность — это атавизм искусства. Но есть повествовательность особого рода, как проектная идея, метафора, ключевое слово, принцип подбора иллюстраций, позволяющий развернуть ситуацию или игры со своими персонажами во времени. Когда внукам понадобились сказки, стали появляться детские истории про траву, про путешествие игрушек к Северному морю, про ангелов с крылышками из речных ракушек. А теперь они и сами что-то расставляют и снимают. Что вдохновенее в плане созерцания: набережная венецианского канала или колея, заполненная водой, на поле у Оки? Домик на острове Мурано или почти такая же изба со слуховым окном в Белоомуте? Розовое палаццо или баня? Где возвышенное и где обыденное?
Симметрия фасадов, цвет, формы предметов и их назначение, — все находит отзвуки в объектах, находящихся за тысячи километров друг от друга. Они реально похожи. Одно изображение меняет другое, находящееся рядом. Удивляешься этому родству, похожести, узнаванию одного в другом. В пространстве мира и пространстве восприятия и то и другое одинаково ценно и неповторимо. Возникает новый составной, но целостный образ.
Поэтому так получилось, что в Строгановке и Школе фотографии имени Родченко, где я преподаю, создание авторской фотокниги в рамках курса фотографики или фотокомпозиции — непременное задание. Возникает каждый раз новый объект. Он может быть безупречным технически или корявым и грубым, но своей предметностью, фактурой, материальностью подчеркивает родственные связи тем и изображений, свидетельствует, что за всем этим стоит конкретный живой человек.
Эта выставка — как отчет о своих занятиях последнего времеми. Радуюсь возможности реагировать на мир, видеть его, комбинировать увиденное, составляя фотослова и фотопредложения.
Александр Лаврентьев
Источник: http://www.photographer.ru/events/afisha/6264.htm#1