Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
и Гёте-Институт в Москве
в рамках Года Германии в России 2012/13
представляют выставку
ФОТОГРАФИЯ БУДУЩЕГО / DIE ZUKUNFT FOTOGRAFIEREN
Ольга Чернышёва, Фьючерсы, 2012 © Olga Chernysheva
Участники: Софья Гаврилова, Беате Гютшо (Beate Gütschow), Владислав Ефимов, Йенс Зундхайм (Jens Sundheim), Яков Каждан, Антон Курышев, Ева Ляйтольф (Eva Leitolf), Саша Пофлеп и Крис Вёбкен (Sascha Pohflepp und Chris Woebken), Рикарда Роган (Ricarda Roggan) и Ольга Чернышёва.
Идея: Вольф Иро, руководитель культурных программ Гёте-Института в Москве.
Кураторы: Екатерина Лазарева (Москва) и Эстер Рюльфс (Гамбург).
Координаторы: Елизавета Горская (Гёте-Институт в Москве) и Алия Бердигалиева (ГЦСИ).
По инициативе Гёте-Института два куратора из Германии и России предложили немецким и российским художникам, работающим с фотографией, поразмыслить над тем, как можно сфотографировать будущее. Весной 2012 года участники проекта встретились на двухдневном семинаре в Москве. Затем в ходе рабочей фазы проекта запланированное абстрактное будущее обрело реальные контуры – возникли новые художественные работы, представленные на выставке ФОТОГРАФИЯ БУДУЩЕГО / DIE ZUKUNFT FOTOGRAFIEREN, которая в 2013 году совершит тур по нескольким городам России и в завершение будет показана в Германии.
Задача запечатлеть будущее средствами фотографии представляла для художников своеобразный вызов, ведь фотография как художественное средство традиционно связывается с настоящим и прошлым. Спуская затвор, фотограф фиксирует непосредственную реальность – настоящее, которое в момент возникновения снимка уже становится фактом прошлого. Но как сфотографировать будущее?
В повседневной жизни мы постоянно имеем дело с «фотографиями будущего» – образами возможного счастья, поставляемыми рекламой с призывом купить тот или иной товар. Трехмерная графика с фотографическим правдоподобием рисует амбициозные стройки будущего, ведущиеся государствами и корпорациями. Значит ли это, что искусство окончательно утратило свою монополию на проектирование будущего и волю к визионерству?
В последнее время в искусстве всё отчетливее слышится запрос на новую утопию. Тема будущего сегодня оказывается актуальной в своей непосредственной связи с настоящим и прошлым, и в контексте такого «переизобретения будущего» фотография оказывается одним из наиболее подходящих художественных средств в арсенале современного искусства.
Выставка демонстрирует разнообразие подходов к теме будущего, а также широкий диапазон фотографических возможностей от документальной до постановочной съёмки и цифровой симуляции фотографии.
Одним из её главных сюжетов оказывается человек, а также его среда обитания. Используя по преимуществу документальный метод, авторы ряда работ подходят к теме следующего поколения и переосмысляют миф о «новом человеке». В своей серии «Прояснение» Ева Ляйтольф документирует следы личного в казённом пространстве немецких приютов для юных беженцев-мигрантов. На ее фотографиях, как и на снимках Йенса Зундхайма (серия «Царства науки»), посвященных кузнице будущих научных кадров, герои будущего присутствуют незримо.
В других проектах, как в серии Якова Каждана («Без названия») или в «десятой фотографии» Антона Курышева («Десять фотографий»), их трудно разглядеть, а в их облике нет ничего футуристического, однако, эти герои предъявляются как образ грядущего общества – и здесь фотография работает как манифест, а не документ.
Наши современники на фотографиях Ольги Чернышёвой («Фьючерсы») и девять персонажей Антона Курышева, напротив, словно застыли на пороге будущего, слишком отягощенные грузом настоящего и прошлого, – возможно, их и возьмут в будущее, но им оно не принадлежит. Реальные люди у Ольги Чернышёвой как бы противопоставлены рекламным образам, отсылающим к возможному счастью.
Та же рекламная эстетика обыгрывается в работах Беате Гютшо («Страсть слышит эхо»). Здесь обещание лучшего будущего сталкивается с актуальной политической дискуссией о правах сексуальных меньшинств и медийным скандалом с часами патриарха. Софья Гаврилова дополняет фотографию живописью, которая как бы перечеркивает утопические стройки московского правительства на территории Большой Москвы («Новая Москва»). В ситуации, когда власть переняла у художника функцию визионера и конструктора будущего, художник занимает критическую позицию.
Своеобразным комментарием к полёту и приземлению конструктивистской утопии оказывается серия Владислава Ефимова «Под ногами и над головой», акцентирующая момент присутствия, физического пребывания во времени и пространстве.
«Сдвигология» времени становится темой проекта «История спекуляции» Саши Пофлепа и Криса Вёбкена, которые используют симулированную фотографию для представления альтернативных сценариев будущего. В свою очередь, Рикарда Роган исследует старение технологических представлений о будущем в своих фотографиях с игровыми автоматами 1980-х, показанных как странные археологические экспонаты ретрофутуризма (RESET).
Открытие: 7 февраля (чт), 19:00.
Творческая встреча с участниками проекта: 8 февраля (пт), 19:00.
Экскурсия по выставке с куратором Екатериной Лазаревой: 14 февраля (чт), 19:00.
Выставка открыта для публики с 8 февраля по 10 марта 2013 г. По четвергам вход на выставки в ГЦСИ - свободный.
Адрес: Москва, ул. Зоологическая, д. 13, стр. 2, тел. (499) 254-84-92.