События > Анонсы > Как понять свет? Сведения об образовательной организации
Как понять свет?20.01.2022 / 16:37

Света Максимова Suss Vitrages 


Как понять свет и научиться им управлять? Этим задачам посвящен онлайн курс «ПРО СВЕТ» в Школе Родченко. В преддверии старта нового набора мы взяли интервью у его автора — Ани Кортюковой — и ее ученицы и коллеги — Светы Максимой. Они рассказывают об этапах освоения этой области знания, уровнях понимания света и том, как визуальные и чувственные образы перерождаются в него на площадке.

Анна Кортюкова — художник по свету, оператор, фотограф, 13 лет преподаватель техники фотографии Школы Родченко, автор программы «Фотография в медиа» и издатель журнала Plural.

Света Максимова — фотограф, художница по свету, преподавательница, выпускница курса «Фотография в медиа». 

 

С чего начался свет? Как ты начала специализироваться на свете, и в какой момент он отделился от фотографии? 

 

Света: Меня стал привлекать свет, потому что в нем всегда есть момент игры: когда ты видишь что-то светящееся, глаз цепляется за это, бликующее становится источником видимого, от которого мы все так рьяно зависим. Свет – это чистая энергия, своеобразный синоним искренности. Мы обнаружили друг друга случайно, но все началось определенно с фотографии. Я долгое время занималась документалистикой, грезя «решающими моментами» и посвящая себя уличным недоразумениям, но в какой-то момент меня перестало интересовать «реальное», вера в действительность поколебилась. Тогда я стала искать то, что помогало бы мне создавать свои собственные ситуации. И с этой точки зрения свет – прекрасный инструмент.

А еще меня Светой зовут! Забавное сочетание. Мне очень нравится, что свет может иметь обволакивающий эффект: поднося руку к яркому лучу, будто надеваешь неосязаемую перчатку, чувствуешь луч кожей. Свет – это волны и частицы. Они материальны, поддаются контролю, с ними можно работать, как с текстурой, краской, которой можно рисовать в пространстве. Еще мне нравится мысль о том, что когда выключается свет, все исчезает. Это тоже игра.

Однажды на одной лекции по Science Art я встретила исследовательницу света, и она сказала мне удивительную фразу: «Кто владеет светом, владеет видимостью». И, кажется, я владею. Такова причина моего интереса к этой лучистой энергии. В моей практике фотография и свет работают в симбиозе, они в совокупности помогают мне рассказывать истории. 



Света Максимова 

 

Аня: Я сначала пришла к фотографии, потом к кино. Училась на кинооператора, и свет – это один из инструментов и обязательный предмет для изучения во ВГИКе, я должна была его освоить. После первых двух курсов института я стала понимать свет: как им управлять, имитировать световые эффекты. И то, про что ты говоришь, этот игровой момент – в нем ты становишься отчасти манипулятором. Тебе открывается знание о том, как работают кинематограф и массмедиа, как они формируют наше сознание. Начинаешь видеть, что кино – это постановка. Просто одни люди воплощают свои фантазии, которые выглядят похожими на реальность, а другие начинают в это верить, порой почитать за норму. 

Но вернемся к свету. На четвертом курсе института я стала преподавать в ШР технику фотографии, и там довольно много было практики со студентами. Я постоянно снимала разных людей с разной внешностью, мы повторяли референсы, которые интересовали студентов. То есть я их обучала, и одновременно это была моя личная практика и развитие, потому что постоянно возникали новые задачи. Так получилось, что я никогда не стремилась и не пиарила себя именно как специалиста, который работает со светом. Я была больше преподавателем. И в какой-то момент, году в 2013-2015, когда DSLR-камеры стали популярны и давали уже достаточно хорошее качество для рекламы, появились режиссеры, которые понимали, как строить кадр и могли снимать сами, но им всё равно не хватало навыков по свету, чтобы сделать кадр более живым, объемным, чтобы сделать картинку более рекламной. Так меня стали звать именно профессионалы, которые могли снимать сами, но им не хватало света. 


Regolith from The Calvert Journal on Vimeo.
Анна Кортюкова - свет для видео Regolith 

 

По каким принципам ты выставляешь свет? 

 

Света: Вне зависимости от того, что я снимаю – коммерцию, творческую съемку с моими друзьями или документацию проекта художника – у меня один подход. По какой причине? Во-первых, я отталкиваюсь от человека, от запроса, и стараюсь выразить через свет то, что важно автору.

И, во-вторых, основной принцип, с которым я работаю, – это объем. Чем больше граней объекта ты освещаешь, тем больше тебе нужно источников света, тем более объемно ты можешь показать объект. Интересно, что такая подсветка будет выделяться, потому что в реальной жизни мы не видим освещенными сразу 3-4 грани объемного объекта. Часто свет просто сверху, и он не показывает объект до конца, его детали просто неразличимы для глаза. И вот поиск таких особенностей, выпуклостей, которые можно проявить светом, мне интересен.

Но дальше тут уже вопрос в том, как организовать всю эту историю, потому что когда ты используешь четыре вспышки, они перебивают друг друга. Значит, нужно пользоваться флагами или каким-то ограничителями, или работать с расстояниями. В итоге свет – это такая пространственная конструкция, в которой для меня, в первую очередь, все работает на объем – чтобы фигура заиграла с разных сторон. И по сути это универсальная история.

Еще один важный момент – это геометрия. Когда нужно осветить пространство или людей, я выстраиваю геометрическую систему. Приборы, которые расположены в пространстве с некоторой закономерностью, легко организовать для освещения разных световых этюдов.

 


Анна Кортюкова - свет для Сomandante. Сет и фотография - Катя Старостина

 

Как ты ощущаешь и выбираешь свет?

 

Света: В целом, как я уже говорила, я воспринимаю свет как текстуру, с которой можно работать и взаимодействовать, как с красками. Я всегда хотела рисовать, и у меня получается, но мои старые картины все равно не достигают того уровня чувственности, который я могу испытать, работая со светом и фотографией. Меня интересует процесс взаимодействия и создания, и результат в данном случае играет роль вторичную. 

Световые лучи и блики – мазки, и от меня зависит, какого характера они будут. Основа моих световых схем зиждется на этой мысли. Все зависит от ситуации и того, что я хочу сказать и что я хочу в конце концов увидеть. Процесс чаще экспериментальный, но в этом опять же много игры, которая заставляет из раза в раз включать лампы и наблюдать за переливами света. 


 
Света Максимова AURORA BOREALIS для Purplehaze Magazine

 

Ты пользуешься готовыми схемами? 

 

Света: Я не знаю ни одной схемы, но знаю, что пространство всегда имеет разные планы. Это, наверное, тоже к вопросу об объеме, но другими словами. У меня всегда есть задний, средний и передний планы. Я часто рисую перед съемкой примерный световой рисунок, в котором буду существовать, примерно представляю количество света, которое будет необходимо. И, зная физику разных источников, мысленно расставляю свет в пространстве. Все зависит от того, что я хочу сделать. 

Аня: И дальше ты просто используешь свет как кисть, то есть накладываешь свет на определенные участки, просвечиваешь их?  

Света:  Да, всегда! У меня ведь еще есть интерес к повсеместному солнечному свету, а он работает совершенно иначе. В какой-то момент в моей практике свет отделился от фотографии и трансформировался в тему, которую я изучаю. Так, вездесущее солнце, самый мощный источник света, интересно мне своей природой – непредсказуемой и очень воздействующей на нас.

Говоря об искусственном свете, скажу, что не все придуманные рисунки срабатывают в действительности на площадке. И, кажется, это еще одна причина любить свет! Однажды на съемке из 5-ти сложных схем работали только 3. Я экспериментировала, играла с лучами и в процессе нашла еще больше ходов и выходов. 




Бэкстэйдж съёмки Светы Максимовой BIRTH OF REBIRTH для Nastymagazine

 

Аня: Важно еще, конечно, фактуру показывать, потому что именно свет может подчеркнуть ее. 

Света: Да, а еще очень важно развивать ощущение предела: когда понимаешь, что нужно в этой ситуации не пересветить или специально «недосветить». У меня оно, кстати, возникло в Школе Родченко. Поначалу я «пережигала» картинку, не думая об обволакивающей способности света и его игровых свойствах, однако спустя немало десятков съемок, я стала чувствовать, что нужно светить в данный момент так, а не иначе. Уверена, что ощущение можно развить, и этому можно научиться. Если, конечно, это интересно. 

 

Где ты ищешь вдохновение и как создаешь новое? 

 

Света: На данном жизненном этапе вдохновение я нахожу в библиотеках. Мне очень важно изучать тему, о которой я буду вещать через фотографии и свет. Например, сейчас я занимаюсь проектом о Якутии, для которого читаю книги о фольклоре народов Севера, чтобы быть фактически точной в нарративе. Не могу сказать, что у меня будет сложный свет, но он переплетается с концептом. Считаю, что все инструменты должны работать на создаваемый смысл. Образы приходят в процессе за чтением, и, думаю, библиотечные пространства – мои места силы.



Света Максимова - свет для NEUMANN Paper

 

Как эти образы перерождаются в свет?  

 

Света: Просто свет – это уже часть моего стиля. В какой-то момент он стал частью абсолютно всего, что я делаю. Думая о той или иной съемке, я сразу представляю, каким будет свет. В любом случае лампы – это инструмент. Они подкрепляют идею, а иногда изначально являются одной из основных ее составляющих. 

Аня: Довольно часто в моей практике никто не спрашивает, что конкретно я делаю, почему свет стоит именно так. Мне дают задачу и я её решаю, результат работает – супер. Вот поэтому я просто вкладываю свою мифологию, образы из  снов, результаты ресерча по моим специальным интересам, например, религии и магии. Это может быть все что угодно, любая конструкция. В моей практике любая связь, которую я выстраиваю внутри целого, реальная для меня и работает для других. Конечно, я отталкиваюсь от того, что происходит в кадре или на сцене, и получается, что эти мифологии переплетаются.  



Бэкстэйдж перформанса Flowgardenz x Karina Kazaryan

 

На что ты светишь? Ты принимаешь все заказы? 

 

Света: Не все… Мне очень важно, чтобы за концептом стояла мысль, и важно, с кем я буду работать. В последнее время моя деятельность стала расширяться. Недавно я поняла, что мои мучения по поводу двойственности и тройственности собственной жизни бессмысленны. У меня всегда и везде есть два или три действия. В последнее время стала часто работать арт-директором. И это, конечно, отдельная история для обсуждения. Однако свет, фотография и арт-дирекция очень здорово работают в совокупности. 

Аня: А я поняла, что работаю с людьми. Мне очень важно, с кем я работаю. Бывает, что я не очень, скажем, вдохновлена тем, что в кадре, но могу спокойно отработать, потому что всегда можно хорошо поставить свет и хорошо сделать свою работу. И если при этом с атмосферой на площадке все в порядке, я остаюсь довольна съемкой, это всё равно процесс, обмен опытом, мы все связаны и растём вместе. Но ситуации, когда кто-то грубит или ругается на съёмке, разрушают всю атмосферу. Или когда продюсеры начинают мешать снимать фотографам, чрезмерно контролируя кадр, критикуя весь результат, который создает команда, потому что это «не то, что они представляли». Хотя эта фраза для меня скорее индикатор того, что человек не знает, как выглядит результат, который будет работать, продавать. То есть агрессия в итоге – это всё равно проявление неуверенности в себе. Эффективнее в такой ситуации, на мой взгляд, спросить совет и довериться тем людям, которых ты уже выбрал, чтобы хотя бы они могли выложиться на съемке, а не ходить как по минному полю. 



Анна Кортюкова - свет для перформанса Flowgardenz. Фотограф - Андрей Кирсанов

 

Света: Мне нравится работать с друзьями, знакомыми и командами, которые уже сложились. Я не люблю грубость и пафос на площадке, это выводит из рабочего настроя. 

 

Какие уровни понимания света есть? Что тебе все-таки помогло его освоить? 

 

Света: Если спуститься на самый базовый уровень, то я знаю, что когда он светит на мое лицо, я становлюсь контрастной, а когда я отражаю свет от стены, я становлюсь мягче. И по сути все так же работает, я полный экспериментатор. Даже в коммерции, когда я знаю, что будет происходить, всегда появляется момент эксперимента, и это снова становится игрой. Это, конечно, мне дико нравится. Я всегда волнуюсь, думаю, что будет, если задуманное не сработает. Есть ведь вероятность того, что придуманное просто будет физически невозможно, может все сложиться не так. Но это абсолютно нормально. У меня было такое, что я думала, что чем меньше зеркало, и чем меньше источник, тем меньше блик. Это было уже давно, но я так старалась, и помню, я представляла этот кадр, думала, что сделаю его, что у меня получится, но по факту оказалось, что это не так. Там многое зависело и от расстояния, и от размера объекта. 



Света Максимова - свет для The Village


Аня: Я могу сказать, что главное – это практика. Если вспомнить, то я начинала с камеры: фотографировала, и свет тогда был слит с тем, что я снимала. Я элементарно не понимала, что свет в этой ситуации может светить вообще с другой стороны.

Сейчас мое сознание работает так: когда я смотрю на объект или пространство, одновременно могу представить, что свет может быть другим, солнце может находиться в другой точке – тогда тень будет падать по-другому, объект будет выглядеть по-другому. То есть основной момент перехода в освоении света происходит тогда, когда ты понимаешь, как свет трансформирует объекты и пространство в динамике. И тогда получается, что это первый уровень, а когда свет не отделяется – нулевой.

Дальше от осознания того факта, что свет может быть разным, начинается практика, тесты, где ты проверяешь, как свет работает. Как выглядят лица с мягким или жестким светом, с разными направлениями света, как меняется объем и фактура объектов от света. Дальше узнаешь, как имитировать световые эффекты, создать в кадре ощущение дня или вечерний свет, начинаешь различать свет в кадрах фотографов, живописцев. А после того, как все эти инструменты освоены, ты уже вооружен и дальше идешь в поле и начинаешь экспериментировать, создавать новые сочетания света, задавать вопросы. Вот это – второй уровень. 

 

Насколько была важна критика и обратная связь от преподавателя, когда ты осваивала свет? Возможно ли было пройти этот путь самостоятельно? 

 

Света: Самостоятельно – вряд ли. Потому что как раз комьюнити и люди, которые тебя окружают, подкрепляют тебя как человека, который занимается той или иной деятельностью. Так вышло, что Школа мне очень сильно помогла в этом плане. Никто не говорил: «эту лампу – сюда, а эту – сюда, снимай так, и тогда будет вот так». Нам объясняли принципы: как свет работает, ведет себя в разных ситуациях и взаимодействует с поверхностью. И это очень круто, я поняла, что могу поставить свет сама и посмотреть результат. Эксперимент существовал с самого начала – с момента, когда нужно было выстроить даже обычную какую-то историю. И когда приходишь к преподавателю и говоришь: «Вот, я сделал это», – и слышишь в ответ: «Смотри, ты могла бы сделать так-то, потому что видно, что ты стояла здесь, а свет здесь, и тут можно было сделать немного иначе, и эта деталь бы засветилась по-другому». Но так как ты уже экспериментировал и знаешь, как все работает, и тебе на словах говорят о том, что можно было поступить иначе, ты это снова представляешь. И уже в следующий раз как бы происходит новый эксперимент, который подкрепляется опытом прошлого. Вот этот момент обучения очень важен, и это, наверно, самое эффективное, когда изначально ты экспериментатор даже в самых простых вещах. Потому что эти простые вещи самые сложные. 

Как оказалось, нам нужно просто следить за всеми деталями. Очень просто все включить, направить, отразить, но сложно организовать это так, чтобы это смотрелось грамотно и ненамеренно. В плане обучения очень важно, наверное, даже не про критику говорить, а про коммуникацию и взаимодействие. Это ведь не обязательно сразу следовать всем рекомендациям, важно скорее запомнить. И в какой-то момент ты в любом случае вспомнишь и сможешь применить. И это не про правильное и неправильное, потому что, мне кажется, таких категорий не существует. Нет понятия «правильный свет», есть понятие «верующий глаз». 



Анна Кортюкова - свет для PumaxFlowgardenz. Фотограф Андрей Кирсанов

 

Аня: Я училась в академической системе. По сути у нас и было «правильно»/«неправильно». Нас учили создавать иллюзию в кадре, и эта «копия» должна была вызывать ощущение реальности, а оно достигается за счет соблюдения определенных закономерностей, как физического плана, так и психологией нашего восприятия. Из-за того, что есть такие законы, и были эти «правильно» и «неправильно», «правдиво» и «неправдиво». Как это происходило? Сначала нам показывали фотографии, объясняли свет, подача материала была теоретической. Дальше мы снимали задания, и наш преподаватель объяснял, как можно сделать кадр лучше, рисовал тени поверх наших черно-белых фотографий, которые мы печатали в лаборатории ВГИКа. Это был 2006 год.

А на втором курсе нас уже запускали на 5 дней в кинопавильон, и мы снимали на черно-белую пленку 1-й этюд Киноосвещения. Для меня это было настоящим боевым крещением, самый ценный опыт. Перед тобой голые стены, которые ты полностью обживаешь, организуешь пространство и освещаешь его, создавая световые эффекты повседневной жизни. Естественно, на 50% эта работа оказывается провальной, но каждая ошибка стоит так дорого, что ко 2-му этюду на цветную пленку ты разбираешься гораздо лучше. 

Света:  Кстати, вопросы восприятия мне кажутся очень важными. Наверно, важно дать понять, что такое свет в целом, потому что его же воспринимают как что-то неуправляемое, как будто просто что-то светится. Но и ты можешь посветить! Свет – это очень мощный инструмент, который очень круто трансформируется, который существует, двигается, делает всё видимым.

События > Анонсы > Как понять свет? Сведения об образовательной организации