События > Анонсы > Интервью с Таей Тарабриной Сведения об образовательной организации
Интервью с Таей Тарабриной 23.05.2022 / 20:20

Тая Тарабрина — продюсер, основатель продакшена TAYAT и автор курса «Профессия: продюсер» в ШР.  Опыт работы Таи в индустрии 14 лет. Публикации в Hello! Icons, L’officiel, Esquire, Conde Nast, Port, Tsum Magazine, Achtung!, Dazed&confused Etc. Клиенты: Yandex, Tsum, Gucci, Xiaomi, Mercury, Pepsico, Mercedes, Diego Dalla Palma, Rouge Bunny Rouge, Krokus, Snow Queen, Coca Cola, Nike, Adidas Etc.

Тая рассказывает о начале своей карьеры во времена зарождения фотоиндустрии в России в 2000-2010-х, про этику рынка, свою команду и авторский курс по продюсированию.

фото: Евгений Сорбо

Аня: Я хотела узнать у тебя, с чего все начиналось. Как начинался твой путь в индустрии? Как ты пришла к агентству, и как оно сформировалось в таком составе?

Тая: Путь мой долог. Уже 14 лет как я занимаюсь этой волшебной историей. Но началось все довольно случайно. После школы я переехала в Москву, и у меня был еще год до поступления. Я хотела быть журналистом, поэтому было логично попробовать поработать в редакции. Я попала на бесплатную стажировку в «Афиша-Мир», позиция ассистента редактора. Шикарный журнал. И так получилось, что через три месяца у нас все сложилось, я вышла на контракт, и по итогу проработала в «Афише» почти два года. Моя очень мудрая начальница видела, что мне немного тоскливо сидеть и искать картинки в банках, поэтому она начала давать мне какие-то истории на съемки гаджетов. Потом у меня была прекрасная съемка с Павлом Самохваловым на карданную камеру: это была обложка диска, как сейчас помню, с Юрой Чурсиным и еще несколькими актерами, которые озвучивали для «Афиши» книгу «Трое в лодке, не считая собаки». Много разных забавных активностей было у журнала.

Аня: Какой это год?

Тая: Это был 2007-2008, скорее всего. Весной ко мне пришла моя руководительница и сказала: «Слушай, мне кажется, что редактор — это не твое. У нас есть Таня Долматовская, она запускает новый журнал. Не хочешь ли ты попробовать себя в роли продюсера?». То есть у меня довольно характерная история, когда приходит начальник и говорит: «А не хочешь ли ты?», — и подсказывает дальнейшее развитие карьеры. Я сказала: «Да-да, можно попробовать». Я в тот момент даже не представляла, кто такой продюсер.  2007 год — это самое начало рынка. По-моему, первая полноценная студия в Москве появилась как раз в 2008 году. Фотоиндустрия выходила тогда из телевидения и кино, только-только зарождалась у нас.

Аня: А сама «Афиша» в каком году появилась?

Тая: Мне кажется, в 1999 году, потому что как раз в 2009 мы бурно праздновали десятилетие издательского дома. Тогда «Афиша» сидела еще на Большом Гнездниковском. Можно было курить на балконе и на лестнице. Прямо ох, какие времена были…

Аня: Мне кажется, с «Афиши» пошла вся наша, скажем так, «гражданская» индустрия.

Тая: Надо сказать, что это было первое полноценное и крутое русское здание, а не франшиза, как Vogue, Harpers Bazar, Cosmopolitan, GQ, Esquire, которые, конечно, тогда уже были.

Аня: Фотодиректором «Афиши» была Ирина Меглинская, она также вела мастерскую в Школе Родченко и стояла у истоков курса «Фотография в медиа».

Тая: Да, Ирочка была.

Аня: Это и мой учитель тоже. Мне кажется, что она была в этом первом поколении, которое весь этот процесс зарядили, выстроили всё с нуля. Потом пришло второе поколение, которое сейчас продолжает.

Тая: Второе поколение — это Blueprint, Buro 24/7.

Аня: Да, там многие вышли из «Афиши». Многие, кто там работал, просто распределились в индустрии и стали развивать своё. Там было вообще очень много имен. Я сейчас вспоминаю… Даша Яржамбек.

Elle x Xiaomi
фото: Евгений Шишкин

Тая: Даша была моим арт-директором в «Афиша-Мире», а Ирина Меглинская курировала мои международные съемки, которые мы делали в Израиле, учила меня работать с архивами. Вот и я пришла в журнал «Hello Icons», где главным редактором была Света Бондарчук, но фактически редакционным директором была Таня Долматовская. Таня в меня поверила и взяла меня. Мне кажется, через месяц главный продюсер ушла, и так получилось, что я просто с каким-то минимальным набором знаний внезапно стала главным продюсером журнала, в котором были целиком русские материалы. Это был такой формат «Рублевка для Рублевки». У нас практически не было модельных съемок, как в Esquire. Мы снимали разных богатых и состоятельных людей. Тогда я резко стала продюсером с 12-ю, по-моему, съемками в каждом номере, плюс обложка. Это большой объем с учетом того, что практически не было съемок «с белым фоном»: все время были локации, безумный реквизит. Я училась «в бою».

Аня: Это какие года?

Тая: Я была там всего месяцев восемь. Это 2000-й год. У меня такой старт пошел именно в продюсерской истории, а потом там сменилось руководство. Мне было 18 лет, и сыграл мой юношеский максимализм. Сейчас я бы просто нашла с ними общий язык, потому что журнал продолжал делать классные штуки, но поменялась немного структура. Но я как максималист, по-подростковому, хлопнула дверью и ушла в никуда. И опять-таки Таня Долматовская мне позвонила и говорит: «Слушай, тебе же нравится фэшн. Не хочешь пойти ассистентом к русскому дизайнером?». Я говорю: «Таня, почему бы и нет?». Так я пошла ассистентом к Свете Тегин, у которой начала заниматься организацией показов. Это был 2009 год. Полтора года я проработала ассистентом, занималась всеми съемками, показами и мероприятиями, которые делала Света. Но там была очень большая часть от pr, которая вообще не моя история.

В какой-то момент случился поворот. Это был 2010 год. Из l’Officiel только что ушла Эвелина, и туда назначили Машу Невскую. Первое, что она сделала,  — позвонила мне. Она поняла, что нужен продюсер.

Аня: Хромченко?

Тая: Да-да-да, Эвелина Хромченко. Она только-только ушла.

Аня: Она была рядом.

Тая: Эвелина долго была бессменным главредом, и уж уходила она со скандалом. Там мутная и странная история была. Главным редактором стала совершенно прекрасная Маша Невская. Первое, что она сделала,  — это сменила директора. Она пригласила Свету Танакину на позицию фэшн-директора и, естественно, в паре с фэшн-директором должен выходить и продюсер. На эту позицию она позвала меня.

Я помню это прекрасное лето 2010 года. Мы сидим в редакции в респираторах, снимаем в дыму… В этой бесконечной дымке, в +45, когда вместо солнца — красный раскаленный диск. Это короткий летний сезон, большая часть съемок проходила на улице. Мы тогда были настоящим тандемом. Это длилось еще год, пока не начались судебные тяжбы и разбирательства с французами по поводу бренда. Эвелина умудрилась открыть еще один l’Оfficiel, и в какой-то момент, в течение месяца или двух, на рынке существовало два журнала! Настолько это был абсурд. Но, к сожалению, вся эта история просто увела от нас рекламодателей. И журнал пришлось закрыть. А нас всех сократили.

Но прекраснейшим образом мне написал Виталик Калашников — основатель агентства Vitals. Он занимался репрезентацией разных фотографов: Егора Зайки, Леши Колпакова и так далее. Мы были знакомы еще со времен Hello Icons, я брала у него фотографа для l’Officiel. Он спросил, не хочу ли я пойти к нему продюсером, потому что у любого агентства есть запрос на полный цикл съемки. Моей предшественницей в офисе была Маша Демьянова, которая сейчас замечательный фотограф. Помимо всего прочего, мы с Машей еще и однокурсницы, поэтому она уже мне все преподавала. Как-то мир тесен.

 Level Group Developer
фото: Ян Югай

Аня: Все почему-то оказываются в одном бассейне.

Тая: Да, так все складывалось. Есть рынок, и если человек не взлетает (неважно, на какой позиции), то велика вероятность, что со сменой позиции он каким-то образом останется в рамках рынка. И, собственно, я пришла к Виталику в 2011 году, а в 2013 он уже сделал меня управляющим партнером и фактически передал мне агентство. В 2016 году я сказала, что устала быть агентом, но готова быть продюсером. Он так и сказал: «Делай, что хочешь». В 2017 году мы перестали представлять фотографов, пустили ребят в свободное плавание и стали заниматься исключительно продакшн. А в 2017 году Виталик на меня посмотрел и говорит: «А не хочешь ли ты уже, наконец, сама все это делать? ». Дал мне денег на то, чтобы я открыла ИП не через агентство, и первое время помогал мне в кредитовании проектов, пока я не накопила свою кредитную подушку. Вот такой он — мой продакшн. «Папа» научил меня многим принципам работы и рассказал о том, как работает рынок. Если понимание каких-то технических моментов и коммуникации у меня было и до него, то он, конечно, отшлифовал до совершенства и понимание сервиса, и какие-то важные принципы работы с рынком.

В 2017 году так получилось, что я стала ИП, и через год появился личный бренд. Я целый год думала, как вообще назваться, как плюнуть, забыть, как бы очень просто имени себя. Как-то так, абсолютно незапланированно и случайно, у меня появился продакшн.

Аня: Расскажи, пожалуйста, какая у тебя команда, какие в ней роли, и как ты ее собирала?

Тая: Слушай, там довольно забавно все было. Изначально я была единственным продюсером, и это было первые два года. Собственно, до первого курса. У меня были ассистенты, и я пыталась их раскачивать до состояния младших продюсеров. Но это не особо получается, когда ты берешь человека с улицы. Были попытки работать с ребятами, которые уже на рынке. Но им довольно сложно было мне подчиняться, потому что многие коллеги старше меня, я ведь довольно рано начала.

Но тут есть очень важная история, довольно уникальная. Я до сих пор придерживаюсь принципа, что ко мне на стажировку в продюсерскую команду можно попасть только после обучения у меня. Есть очень важные базовые принципы коммуникации и отношения с клиентами и командой — понимание, сервис, любовь к деталям и так далее. Не все готовы к этому. На курсе я как раз вижу людей, которые готовы работать на тех же тонких историях, на которых я привыкла это делать, и которые всегда отличают мой продакшн. Он ценится у всех клиентов тем, что мы очень четкие, у нас проработано все вплоть до шрифта презентации. То есть не бывает не важной для нас детали.

Сперва я делила с Виталиком бухгалтера, но потом поняла, что она немного не моего формата человек, старой закалки. У меня есть своего рода «бэк-офис». Это юрист, бухгалтер и делопроизводитель, который занимается всем документооборотом и общением с налоговыми за моими плечами. В 2019 году, когда я сделала первый курс в рамках школы «РевьюЭйр», я выбрала себе двух человек в стажеры. Так и понеслась. Они потихоньку выросли до младших продюсеров. Сейчас Глеб ушел в фотографы, а Лиза стала старшим продюсером. После двух курсов в Школе Родченко у меня в команде осталась Влада Гелетко, которая тоже потихоньку растет на более старшей позиции.

The Rake Russia x Gucci
фото: Эрик Панов

Аня: Есть ли у вашей команды какой-то манифест, негласные правила?

Тая: У нас есть три базовых правила, которым меня научил Виталик, и они прекрасно работают в рамках моей бизнес-платформы. Но поскольку мы небольшие, нам это максимально комфортно. Мы очень гибкие и во внутренних, и во внешних историях.

Вот три девиза, которых я как руководитель и ребята неукоснительно придерживаемся. Первое — мы не h&m, а hermes, поэтому у нас нет потоковой истории. Мы к каждому клиенту относимся очень внимательно, то есть мы клиентоориентированы. При этом есть понимание, что наш главный клиент это — команда. Например, у нас никогда нет разделения между клиентским столом с черной икрой, который ломится, и там, не знаю, крошкой для команды. Это просто недопустимо в наших реалиях. У нас всегда единый кейтеринг на должном уровне, потому что это очень важная история на площадке.

Второй девиз: кто как работает, так и ест. У меня нет ни одного человека «на зарплате», кроме бухгалтера. Важно, что мы должны быть в приоритете. Если ты набрал себе «леваков» и не справляешься с нашим проектом — это очень плохая история. И, конечно, никто из команды не допускает таких вещей, потому что это важная составляющая репутации.

И третья вещь: инициатива НЕ наказуема. Если ты знаешь, как улучшить процесс и привнести что-то новое, это всегда только поощряется. Я всегда открыта. «Давай перейдем из одного приложения в другое», «давай выстроим внутренние процессы по другой схеме» и так далее. Мы это обсуждаем, если это оптимальная история, а не придумывание велосипеда. Конечно, у нас есть система поощрения и бонусы за приведенных клиентов.

фото: Маша Любоненко

Аня: Последний вопрос. Есть ли у тебя какая-то цель во всей этой деятельности? Как ты в целом видишь развитие индустрии в России и свое место в ней?

Тая: Да, у меня, конечно, есть своя миссия. Это этика: рынок всегда должен быть честным и понятным, прозрачным. Мне важно, что люди после обучения у меня идут куда-то, и я надеюсь, что они несут и сохраняют идею о том, что ко всем должно быть человеческое отношение. Рынок сильно поменялся за то время, которое я на нем существую. Намного меньше стало токсичных клиентов, которые расценивают команду исключительно как «кто платит, тот и танцует». Ушло не до конца, но практически. И все больше примеров, когда члены команды воспринимаются как творцы, и к ним прислушиваются. Основную свою миссию я вижу в этом.

Про развитие индустрии… Пока довольно сложно что-либо говорить, потому что сейчас рынок в некотором замирании. Но он всегда возвращается.

События > Анонсы > Интервью с Таей Тарабриной Сведения об образовательной организации