События > Анонсы > Цикл лекций «Что такое хорошо…в искусстве» Сведения об образовательной организации
Цикл лекций «Что такое хорошо…в искусстве»06.11.2013 / 17:04

Приглашаем вас 7 ноября на лекцию Ойгена Блуме в ГЦСИ о качестве в искусстве. Этим выступлением открывается цикл лекций «Что такое хорошо… в искусстве», который будет продолжаться и в следующем году в разных местах Москвы с разными выступающими.

О ПРОГРАММЕ

Что такое хорошо и что такое плохо (…в искусстве): Иконы современного искусства «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Фонтан» Марселя Дюшана, как и все хорошие произведения искусства, поднимают, наряду с другими, вопрос о сути самого искусства. Что им является, а что – нет? Каковы критерии качества? Удивительно, но эта проблематика в художественной среде практически не обсуждается. При этом каждый, чья деятельность имеет отношение к изобразительному искусству, пытается внедрить и реализовать на практике собственные критерии, однако делает это подспудно, не артикулируя свои принципы. Ясно, что ответ на вопрос о качестве в (современном) искусстве не прост и не очевиден. Однако это не повод, чтобы не поднимать этот вопрос вообще. Отказ от дискуссии на эту тему имеет как психологические, так и профессиональные (внутрицеховые?) причины. Каждый, кто откроет карты и обнародует свою шкалу ценностей, делает себя уязвимым и добровольно подставляет себя под огонь критики. При такой непроработанности и размытости качественных оценок существует целый ряд количественных критериев, которые негласно принимаются и практически не подвергаются обсуждению, несмотря на то, что они противоречат сущности искусства.

Два важнейших количественных показателя приходят в голову сразу же – это цена, которой данный художник или его работа достигает на международных аукционах, и место в рейтингах, которые при помощи различных алгоритмов пытаются отразить уровень известности художника. Еще один критерий, играющий все большую роль в то времена сокращения государственного финансирования музеев – это успех у публики. Кроме того, что это количественные факторы, они еще имеют относительный характер. Это, конечно, свойственно всем системам. Однако важным представляется непосредственная связь упомянутых факторов с общей экономикой внимания. Рейтинги являются инструментом измерения внимания, которым художник пользуется в художественной среде – среди кураторов, галеристов и директоров музеев. С местом в рейтинге соотносится, хотя и не полностью, успех у коллекционеров, оказывающий прямое влияние на цены работ при их продаже. Что же касается популярности у зрителей, то, как известно, наибольшее количество публики стекается на классические выставки, чем и пользуются многие известные музеи. Таким образом, уровень внимания является результатом хорошо проведенного маркетинга. Мы наблюдаем, что в целом в системе современного искусства успешные маркетинговые стратегии становятся более продуктивными, чем кураторская составляющая. Это международное явление. Сомнительные с художественной точки зрения фигуры, как, например, Такаши Мураками (Япония), Энтони Гормли (Великобриттания), Томас Сарацено (Аргентина), Анзельм Рейли (Германия), Джефф КУнс (США), Марк Куинн и Дэмиен Херст (Великобритания) талантливо продвигают себя и пользуются при этом признанием художественных институций. Добавьте к этому множество фигур, совмещающих функции куратора и агента и успешно решающие задачу повысить капитализацию коллекции.

Названные выше критерии в гораздо большей степени выводят оценку произведения искусства за рамки самого искусства, чем это было раньше. Решение о качестве той или иной работы принимают не столько члены художественного сообщества, сколько рынок. К такой ситуации привели несколько причин: помимо упомянутых выше психологических моментов особенно важную роль играет монетизация всех сфер современной социально-политической системы, общая тенденция к количественной оценке всех явлений жизни в ущерб ориентированному на содержание дискурсу.

Настоящий проект можно считать попыткой начать заполнение этой лакуны. Пора начать разговор о содержании, а не об искусственно созданной популярности, о значимости, а не о цене. В течение года, с ноября 2013 до лета 2014 г. кураторы и сотрудник музеев Германии и, возможно, других стран будут приезжать в Москву, чтобы представить свое видение темы и предложить свои критерии качества в искусстве. Выступления могут иметь как теоретический характер, так и быть ориентированными на выставочную и художественную практику. Местами для выступлений послужат разные музеи и площадки Москвы. Программа открыта также и для российских выступающих.

ЛЕКЦИЯ ОЙГЕНА БЛУМЕ

Серия лекций откроется 7 ноября 2013 года в Государственном центре современного искусства в Москве выступлением проф. Ойгена Блуме, директора музея Хамбургер Банхоф в Берлине. Проф. Блуме является со-куратором этой программы и участвует в выборе последующих участников из Германии и других стран.

В своей лекции Ойген Блуме представит свои соображения о качественном искусстве на примере выставки «Конец XX века. Будет еще лучше. Диалог с коллекцией Маркса», которая открылась 14 сентября 2013 года в Музее современности Хамбургер Банхоф, Берлин, и куратором которой является Ойген Блуме. Отталкиваясь от одноименной работы Йозефа Бойса, экспозиция исследует силовое поле между прошлым, в которое уже успел превратиться ХХ век, и будущим, пути которого ведут из сегодняшнего дня. Объединяющая работы нескольких десятков художников, среди которых есть и классики ХХ века (Анзельм Кифер, Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Йозеф Бойс, Сай Твомбли и др.), и молодые художники (например, Агнес Мейер-Брандис, Ольга Чернышова, Сара Баркер), выставка с неожиданным оптимизмом отвечает на вопрос о будущем искусства, имеющем непосредственное отношение к его качеству.

Проф. д-р Ойген Блуме

  • Куратор, искусствовед, директор Музея современности Хамбургер Банхоф Национальной галереи г. Берлин
  • Род. в 1951 г. в г. Биттерфельд, ГДР
  • в 1972-1974 гг. изучал педагогику немецкого языка и эстетического воспитания в Высшей школе Эрфурта, 1976-1981 изучал историю искусств, археологию, эстетику и культурологию в Берлинском университете имени братьев Гумбольд, дипломная работой о творчестве Й. Бойса
  • с 1981 г. работа в Государственных музеях Берлина
  • 1993 г. ученая степень за работу о Людвиге Юсти и Музее современности в Национальной галерее Берлина 1919-1933 гг..
  • с 1993 г. заведует медиа-архивом Йозефа Бойса, с 1995 г. работа Музее современности Хамбургер банхоф Национальной галереи Берлина, с 2001 г. его директор
  • с 2005 г. профессор Высшей школы искусств г. Бремена, Высшей школе искусства и дизайна Бург Гибихенштайн в Галле, Высшей школе графики и книжного оформления в Лейпциге, в школах искусств в Дрездене и Штутгарте
  • Многочисленные публикации и кураторство выставок, в том числе «Йозеф Бойс. Революция – это мы», 2008-2009 гг. в Музее современности Хамбургер Банхоф Национальной галереи г. Берлин и «Йозеф Бойс. Призыв к альтернативе» в Московском музее современного искусства в 2012 г.

Начало лекции: 19:30. Блуме хорошо говорит, будет синхронный перевод.

Адрес: ГЦСИ, малый зал.

Источник: http://www.goethe.de/ins/ru/mos/ver/ru11811828v.htm

События > Анонсы > Цикл лекций «Что такое хорошо…в искусстве» Сведения об образовательной организации