События > Выставки > МАММ в ШР — Артём Голощапов, Ксения Цыкунова Сведения об образовательной организации
МАММ в ШР — Артём Голощапов, Ксения Цыкунова21.10.2020 / 14:24

29 октября Мультимедиа Арт Музей представит проекты выпускников Школы Родченко Ксении Цыкуновой и Артёма Голощапова.

Куратор: Мария Лаврова

Даты выставки: 29 октября – 13 декабря

Площадка: Мультимедиа Арт Музей, Москва 

Адрес: Остоженка, 16

Просим гостей пользоваться маской

Присоединиться к мероприятию

Артём Голощапов

Нелепое равновесие

Проект «Нелепое равновесие» возник в 2019 году, еще до начала распространении COVID-19, однако оказался удивительно пророческим в контексте пандемии, когда мир захлестнула волна конспирологических теорий о происхождении коронавируса. Главным источником их распространения стали социальные сети: Telegram- и Youtube-каналы, Instagram-блоги и другие соцмедиа, производящие медиавирусы в эпоху постправды. «Заражая» пользователей непроверенной или заведомо недостоверной информацией, они способствовали нарастающей панике. Паранойя в обществе достигла такой степени, что ЮНЕСКО и Всемирная организация здравоохранения объявили о возникновении «массовой инфодемии» — параллельной пандемии опасной дезинформации и слухов в виде теорий заговоров, которая представляет непосредственную угрозу для человечества. Как и герой «Нелепого равновесия», приверженцы конспирологий обнажают болевые точки современного общества: страх слежки и потери свободы, недоверие к властным структурам, чувство незащищенности перед вмешательством государства в повседневную жизнь и боязнь тотального контроля с его стороны.  

Артём Голощапов. Кадр из видео «Нелепое равновесие». 2019. Предоставлено автором

Работа Артёма Голощапова посвящена состоянию не артикулированной, но нарастающей тревоги, связанной с непредсказуемостью развития интернет-платформ. По словам художника, «за последние 10 лет мы получили столько же знаний, сколько за все предыдущее время, достигли максимального уровня комфорта, но абсолютно не умеем прогнозировать свое будущее и возможные риски. В то же время за комфорт приходится непропорционально много платить — своими данными и приватностью. Непрозрачность сетевых механизмов распределения благ и контроля (surveillance capitalism или „капитализм слежки“) приводит к массовым когнитивным искажениям и фрагментарному восприятию мира, радикальным проявлением которых является конспирология». 

Артём Голощапов. Кадр из видео «Нелепое равновесие». 2019. Предоставлено автором

Артём Голощапов родился в 1987 году в Санкт-Петербурге, живет и работает в Москве. В 2017 году окончил Школу Родченко (мастерская «Видеоарт» под руководством Кирилла Преображенского), выпускник Санкт-Петербургского государственного университета. Работает на стыке видеоарта и экспериментального кино, сохраняя интерес к таким медиа, как живопись, фотография и тотальная инсталляция. Визуальный язык Голощапова — порождение клиповой культуры нового поколения с его фрагментарным восприятием действительности, где онлайн-платформы Youtube, TikTok и интернет-мемы пришли на смену нарративному телевидению. Участник выставок «В тумане войны» (галерея «Ходынка», Москва, 2019); «Удав, проглотивший слона» (галерея «25 кадр», Москва, 2018); «Смотрители за смотрящими» (персональный проект на площадке СТАРТ в ЦСИ «Винзавод», Москва, 2018); «Восьмой уровень» (ЦСИ «Винзавод», Москва, 2017); «Обратный просмотр» (галерея «На Шаболовке», Москва, 2016) и др.

Ксения Цыкунова

Ютьюбифул

В своей дипломной работе художница анализирует феномен платформы Youtube и видеоблогинга, который за несколько лет из способа коммуникации превратился во влиятельную индустрию, трансформировавшую наше привычное представление о приватном и публичном пространствах. Сегодня в Youtube насчитывается около двух миллиардов зарегистрированных пользователей, ежедневно на сайте просматривают более миллиарда часов видео, а интернет переполнен объявлениями о курсах видеоблогеров для взрослых и детей от 6 лет. Количество контента растет по экспоненте, и мы часто воспринимаем его как информационный шум, заменяя настоящее общение и эмпатию привычным скроллингом ленты. Человек в контексте big data (больших данных) приравнивается к числу — лайку, аккаунту или транзакции. 

Ксения Цыкунова. Из проекта «Ютьюбифул». 2018–2019. Собрание MAMM

Художница решила остановить информационный поток, нажать на паузу и уделить человеку на экране больше внимания. В инсталляции «Ютьюбифул» представлены скриншоты из видеороликов, с авторами которых Цыкунова предлагает вступить в зрительный диалог. В большинстве своем это не топовые блогеры с миллионами просмотров — кумиры своего поколения, — а обычные молодые люди, которые не боятся быть искренними и делиться своими переживаниями. Цыкунова исследует тонкую грань между вожделенной свободой самовыражения и необходимостью создания провокационного контента ради большего количества просмотров и комментариев. Зависимость от реакций аудитории приводит к тому, что уже ни зритель, ни сам видеблогер не могут с уверенностью отличить неподдельные эмоции от проявлений напускной искренности.

Ксения Цыкунова. Из проекта «Ютьюбифул». 2018–2019. Собрание MAMM

«Ровно в тот момент, когда органичное желание высказаться превращается в обязанность регулярно производить контент и удивлять подписчиков, свобода трансформируется в несвободу, и утопия оборачивается антиутопией», — считает художница.  

Ксения Цыкунова родилась в 1987 году в Москве. В 2019 году окончила Школу Родченко (мастерская «Непосредственная фотография» под руководством Игоря Мухина). Выпускница Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (географический факультет). В своей художественной практике работает с фотографией и интернет-ресурсами, изучая влияние новых технологий на поведенческие модели молодежи. Основные интересы художницы — саморепрезентация индивида в социальных сетях, преимущественно в Youtube, проблематика интимного и публичного, тема психологических границ и гендерной идентичности. Участница выставок «Легко ли быть молодым» (Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2020); «Youtubiful. Gender journey» (Atelier am Eck, Дюссельдорф, 2019); Innervisions (Центр фотографий братьев Люмьер, 2016); «Серебряная камера» (ЦВЗ «Манеж», Москва, 2015) и др. В 2013 году заняла второе место на фестивале уличной фотографии в Майами.

События > Выставки > МАММ в ШР — Артём Голощапов, Ксения Цыкунова Сведения об образовательной организации