Выставка студентки мастерской «Видеоарт».
Описание: Очень схематично можно посмотреть на историю российского искусства XX в. через следующую оппозицию. Были периоды когда художники желали и шли на диалог с обществом и властью, ощущая себя глашатаями нового слова и полноправными творцами настоящего и будущего. В эти периоды, они буквально выходили с искусством на улицы, устраивали демонстрации, кусали прохожих, организовывали политические партии, транслировали свои послания через все возможные медиа. Эта экспансия была подкреплена верой в то, что, с одной стороны, власть либо на их стороне, либо не препятствует, а с другой стороны, общество гибко и отзывчиво к художественным экспериментам. Эти периоды обычно заканчивались «сверху»: относительно брутально власть давала понять художникам, что работать можно только в определенных рамках. На что художники реагировали по разному. Одни соглашались экспериментировать в предложенных условиях, а другие уходили в подполье. Такие «ограничительные» периоды длились обычно дольше либеральных, но при этом не были лишены преимуществ. Для неофициальных художников и групп искусство было романтическим местом бегства от закостенелой действительности. Переживая невозможность что-либо изменить в окружающем мире, они создавали приватные миры, открытые лишь немногим посвященным и населенные сущностями на этих посвященных похожими.
Сейчас, после шлейфа декоративного политического искусства нулевых, которое долго не могло осознать свою неадекватность моменту (псевдоангажированное искусство десятых о невозможности политических перемен как подтверждение этого запаздывания в понимании ситуации), мы наблюдаем реакцию на возрастающую роль государственного арбитра, а также - это нечто новое - на экспансию индустрии свободного времени в поле искусства и связанных с ней типов институций. Художники не хотят диалога ни с властью, ни с обществом, но хотят диалога с институциями, которые, все больше являются буфером между художником и зрителем, нейтрализующим потенциально опасные или субверсивные аспекты искусства. В этой ситуации, молодые авторы традиционно бегут от ригидной действительности в доступные им миры: компьютерные игры, интернет, технологии, фантастику, мысли о будущем. Какой бы современной ни казалась эта форма эскапизма, она таит в себе одну большую проблему. Эти миры дают иллюзию легкого творчества, смещая акценты с рефлексии на технологию. Нужно понимать, что искусство, как и все в культуре, не возникает из ничего, оно всегда опирается, отталкивается, находится в диалоге, ниспровергает то что, было до. В этом смысле, предложенное автором направление бегства в историю - искусства в частности и цивилизации в общем - наиболее продуктивная форма эскапизма в холодную пору, поскольку в ней содержится материал, из которого могут вырасти новые диковинные плоды. Сначала в теплице, а затем, когда потеплеет, может, и на улицу перекинутся.
Дмитрий Венков
Участница: Алена Шаповалова
Куратор: Дмитрий Венков