Выставка студента мастерской «Видеоарт».
Описание:
Алеша Смолянников: Коля, привет!! Я, знаешь, хотел тебя попросить мне текст к выставке написать. Такое вообще возможно??
Николай Смирнов: Так я ж работ не видел)
АС: Коль, я тебе пришлю презентацию.
НС: У меня при первом знакомстве с презенташкой все это воспринимается в пост-интернет ключе, все это для меня даже не пейзажи, а какая то греза о них через экран смартфона, фильтр и градиент.
АС: Есть такой Лукач Георг и у него есть такой текст: «История и классовое сознание. Исследование по марксистской диалектике».
Вот цитата: «Если природа становится ландшафтом (в противоположность, например, бессознательной жизни-в-природе крестьянина), то художественная непосредственность переживания ландшафта, которое, разумеется, проходит многие опосредования, дабы достичь этой непосредственности, обзаводится предпосылкой в виде некоей, в данном случае пространственной, дистанции между ландшафтом и наблюдателем. Наблюдатель находится вне ландшафта, иначе природа не может стать для него ландшафтом. И если бы он, не выходя за рамки этой эстетическо-контемплятивной непосредственности, попытался ввести самого себя и непосредственно окружающую его пространственно природу в «природу как ландшафт», то он тотчас бы убедился в том, что ландшафт только на определенной, при разных обстоятельствах различной, дистанции от наблюдателя начинает быть ландшафтом, что он лишь как пространственно обособленный наблюдатель может иметь ландшафтное отношение к природе».
Конец цитаты.
Пост интернет - это где то рядом. Но я бы хотел апеллировать понятием пост-природа, в контексте, как раз, вот этого тотального отчуждения. И рассматривать состояние без пейзажа, без человека как явление постапокалипса в том его временном состоянии, когда человек уже давно перестал существовать, и сакральность этих убитых изображений - это как бы физический элемент растворения и поглощения. Такая визуализация природных действий. Рельефы на стене - это вид сверху, и тут я пытаюсь играть с топографией взгляда и, конечно, это все равно отсылки к пост-интернет визуализации, но я вот пытаюсь визуально перенаправить этот шаблон пост-интернет в немного другое русло. То, что это похоже на пост-интернет - это для меня попытка работать с крайней временной дистанцией, как у живописцев 17 века, когда это были пейзажи мифологических времен, у меня эта дистанция как бы в другую сторону, в будущее.
НС: Да, Лукача я знаю, конечно. Насколько я знаю,у него в основном про овеществление и отчуждение. В цитате про ландшафт, видимо, про то же, хотя в целом, в плане ландшафта Лукач не особый по-моему авторитет, есть более поздние и разработанные взгляды, например, Лефевр и Соджа. У Лефевра вот пространство триедино: есть репрезентации пространства - планировщики, карты, то, что ты называешь «топографическим». Есть пространство репрезентаций - это телесный аспект, и с ним связана эмансипация, например, те же практики психогеографии. Есть проживаемое пространство (жизнь-в-природе Лукача). Все три регистра работают одновременно. А так, отчуждение, конечно, связано с техникой и медиа, и Беньямин и Лукач об этом. С вытеснением тела, по сути, и в пост-интернет. Сегодня в базах данных это отчуждение колоссально, здесь я согласен: ситуация постаппокалипсиса - это ситуация баз данных со всеми этими изображениями, блурами и градиентами, которые остались после человека. Здесь как раз совпадение есть. Понятно только, что Лукач и Беньямин не видели цифровые базы данных. Сегодня бы они, наверное, говорили о какой-нибудь критической стадии отчуждения, постаппокалиптической, когда эти базы уже без человека как будто живут.
АС: Ну я про Лукача так, чтобы зайти к теме отчуждения. По факту, это такая общая тема. В принципе, пейзаж в культуре возникает как результат отчуждения от природы, по факту, это же вообще - взгляд из окна.
По факту по факту.
Коля, ну так как ты сможешь написать небольшой абзац??
Участник: Алеша Смолянников
Куратор: Кирилл Преображенский