16.11.2020 / 19:19
18 ноября в 18:00 состоится онлайн-экскурсия по выставке студентов третьего курса Школы Родченко «Remote Intimacy: Social Interface In Digital Disorder Age. Vol.3».
Этот проект — финальный из трёх сессий размышлений об "удаленной" интимности.
Трансляция на youtube-канале Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина https://www.youtube.com/channel/UCnLczxakhep58spC4B7hRTw. Посетить выставку оффлайн можно индивидуально по предварительной записи: artfund@mail.ru
Участники:
Дарина Гурская
Анна Леонова
Лара Федотова
Кураторская группа:
Полина Канис (художница)
Андрей Качалян (художник)
Борис Клюшников (теоретик искусства, художественный критик)
Глеб Напреенко (историк искусства, психоаналитик)
Кирилл Савченков (художник)
Борис Клюшников (теоретик искусства, художественный критик)
Глеб Напреенко (историк искусства, психоаналитик)
Кирилл Савченков (художник)
Непосредственная разработка социальных приложений и платформ напрямую меняет характер связей и отношений в чем-то приближаясь к максимам производственного искусства. Так, Николай Тарабукин в тексте "От мольберта к машине" указывал, что художники, уходящие в производство должны быть не просто дизайнерами пространств заводов. Они должны придумывать новые социальные соединения, буквально творить производство вместо искусства, в то время по преимуществу станкового. Сегодня разработчики приложений, платформ вроде Zoom действительно полностью реорганизуют киберпространство труда и досуга. Но принципиальным, отличным от требований авангарда пунктом остается связь современных платформ с капиталистическим способом организации производства. Современное искусство, по большей части в форме инсталляции, скульптур и объектов не входит непосредственно в этот мир созидания цифровых платформ. Как пишет Клер Бишоп в своем эссе "Цифровой раскол", искусство остается в проблематичных отношениях со своим "аналоговым" характером, который неразрывно связан с вопросами собственности. Искусство и сегодня постоянно реконструирует на новых основаниях собственную подлинность, специфичность и аутентичность как миф, погруженный в новые пост-цифровые условия. Дистанция инсталляционных и скульптурных форм от непосредственной логистики цифровых платформ и, при этом, безусловная зависимость от них, может быть по-разному политизирована и использована. Она может стать местом технологического анахронизма как в случае художников 2000-ых годов, когда возвращаются забытые технологии фото-печати или старые проекторы для показа фильмов. В этом же проекте основное внимание уделяется не технологическому анахронизму, а парадоксальному (не)совпадению интимного пространства и публичной логики выставки.
Находясь на карантине, многие испытали странное разрушение границ наших множественных повседневностей в окошках зума. Мы не просто находились в специальных отведенных местах для занятий (лекционный зал, выставочное пространство), а подключались и оказывались на виду вместе с нашим повседневным пространством. Мы общались, слушали лекции в кровати или по ходу приготовления пищи. Создавалось ощущение, что сама сердцевина интимности выносится в визуальную прозрачность сохраняя свой интимный характер, сохраняя дистанцию монитора. Обращаясь к довольно неловкому понятию телематики, работники университетов и выставочных пространств пытались осмыслить, что означает ситуация, когда ты не просто видишь своего друга, но ты видишь своего друга вместе с его домашним пространством. Критик Стивен Шавиро характеризовал такое состояние плавающей границы термином "пост-кино" - мы уже не смотрим кино только в кинотеатре или дома, как еще в 90-ые годы, кино пронизывает и искажает саму идею отдельности и перегородок между различными социальными пространствами и мирами. Плавающая граница между интимным и дистанцированным стала главным мотивом для работ.
Но что происходит с повседневным опытом, когда он оказывается переописан визуальной культурой приложений? Многие отмечали после опыта карантина феномен Zoom Fatigue - ощущение выгорание и усталости от цифровой коммуникации. Это понятие очень похоже на Information Fatigue придуманное в киберпанке и обозначающее рану, через которую киберпространство проникает в тело. Соотношение живого тела, когнитивные ресурсы которого ограничены, с бесконечным потоком стимулов приводит к образованию новой культуры и новых практик - например, фото-чтения (когда мы можем воспринять только такой текст, который не превышает возможностей моментального схватывания), или пост-лексии (техногенно вызванная тревога перед речью, фрагментация речи). В отношении этой новой культуры важно не занимать консервативную, морализаторскую позицию (прощай, великое чтение и острое внимание), а осмыслить, какие виртуальные возможности несут с собой эти эффекты. Именно в этом разрыве между актуальностью disorder и виртуальностью новых когнитивных состояний может оказаться искусство, соединяющее свой "аналоговый опыт" с рефлексией о своих платформенных основаниях.
Контакты: 8 (499) 220-42-18
artfund@mail.ru
Информационные партнёры – ArtTube, Cultobzor.ru