Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Акустика и звукозапись Сведения об образовательной организации

Kурс «Практическая акустика для современного мультимедийного художника»
Автор курса: Вязаничев Игорь
Объем курса: 3-4 недели, 16/24 а.ч.

Описание курса: Курс представляет собой введение в практическую архитектурную акустику и ориентирован на формирование осознанных навыков:

решения задач экспонирования мультимедийных объектов в доступных выставочных пространствах,
• звукозаписи с учетом реально имеющихся условий.

Курс предназначен для учащихся 2-го и 3-го курса, а также наших выпускников.

Задачи курса

1. Познакомить слушателей с основными понятиями акустики и её местом в устройстве мира.
2. Связать причины возникновения акустических проблем с возможностями их решения.
3. Познакомить с основами психоакустики.
4. Дать навыки использования измерительных программ и других специализированных инструментов, позволяющих оптимизировать акустическую ситуацию в экспозиционных пространствах.
5. Проанализировать мешающие акустические факторы и методы снижения их влияния.

Формы проведения занятий (лекция, семинары, практика и т.д.):

  • Вводная лекция (4 а.ч.)
  • Практические занятия и семинары (12-20 а.ч.)

Требования к учащимсяСданный зачет либо подтверждённые базовые знания по курсу "Основы работы со звуком".

Кол-во учащихся: до 8 человек

Программа курса:

Базовый тезис: 

"Акустиканаука не наглядная и контринтуитивная. Применение житейских мудростей неизбежно приведёт к впечатляющему провалу"

"Акустика, как раздел физики – это про перераспределение механической энергии в упругих средах"

Технологии, оборудование, методики, даже теории с течением времени меняются, однако физические принципы сохраняются, что бы ни утверждали некоторые "эксперты".

I. Природа звука

1. Звуковое давление. Распространение звука [от колеблющегося тела]. Необходимость наличия материальной среды для существования звука. Звук как волновое явление.
2. Звук в воздухе. Скорость звука. Длина волны и её связь с частотой. Октава. Гармоники.
3. Взаимодействие звуковой волны с преградой (поглощение, отражение, пропускание). Наложение звуковых волн. Рассеивание звука. Влияние отношения размера преграды к длине волны на результат.

II. Три основные акустические теории. Причины их возникновения

4. Неоднозначность описания поведения звука. Применение различных теорий для описания различных явлений, происходящих в разных частотных диапазонах. Ограниченности теорий. [Алдошина, стр. 491, рис. 5.3.13]
5. Волновая теория.
6. Статистическая теория.
7. Лучевая теория. Аналогии с оптикой. 

III. Звук в помещении

8. Взаимодействие звука с преградой. Изменения звукового давления под влиянием преграды. Правило удвоения звукового давления у стены.
9. Стоячие волны в помещении, модальная структура резонансов [низкие частоты].
10. Порхающее эхо [СЧ и ВЧ].
11. Реверберация как результат перераспределения энергии в помещении. Радиус гулкости. Восприятие близко/далеко. Первые отражения (размер помещения), ранние (enveloping), поздние (гулкость).
12. Помещение как фильтр. Гребенчатая фильтрация. Возникающая в результате неравномерность АЧХ системы излучатель/помещение. Причины возникновения и как с ней бороться.
13. Акустические материалы. Конструкции элементов акустической обработки.
14. Кажущиеся источники звука. SBIR [НЧ]. Смысл монтажа акустических излучателей в стену.

IV. Акустические проблемы, возникающие в помещениях и способы борьбы с ними

13. Чрезмерная реверберация. Реверберация, неравномерная по частотному диапазону. Ранние отражения и их значение в восприятии звуковой информации. Критерии C50 и C80.
13.1. Увеличение депо поглощения. Возможность регулирования частотного отклика помещения с помощью подбора частотных характеристик используемых материалов.
14. Внешний шум. Звукоизоляция.
14.1. Косвенное влияние звукопоглощения на результат.
15. Стоячие волны и их влияние на восприятие низких звуков.
15.1. Методы поиска оптимального размещения источников звука и слушателя в помещении.
16. Порхающее эхо.
16.1. Устранение причин возникновения мнимых источников сигнала на ВЧ.
16.2. Устранение причин возникновения мнимых источников сигнала на НЧ.
16.3. Гребенчатая фильтрация. 

V. Практика: инструменты, применяемые при акустических измерениях  [факультативно, только при достаточной подготовленности слушателей]

17. Измерительный микрофон. Требования к нему. Фантомное питание
18. Тракт усиления сигнала и аналогово-цифровой преобразователь. Звуковая карта. Требования к ним.
19. Программа Room Equalazer Wizard. Назначение имеющихся в программе способов измерения. Интерпретация результатов. Методика работы с RoomEQWizard.

VI. Практика: зона НЧ

20. Оптимизация положения источников звука для снижения влияния стоячих волн.
21. Уменьшение влияния SBIR [факультативно].

VII. Практика: зона ВЧ/СЧ

22. Использование поглотителей для устранения порхающего эха.
23. Использование отражателей для устранения порхающего эха.
24. Управление реверберацией. Введение понятий разборчивости и ясности.

VIII. Психоакустика и физиология слуха [факультативно, только при достаточной подготовленности слушателей и в случае реальной заинтересованности]

Курсивом выделены факультативные темы.

Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Акустика и звукозапись Сведения об образовательной организации