Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Звук для продвинутых Сведения об образовательной организации

Преподаватель: Андрей Смирнов

Программа курса «Звук для продвинутых»

1-й семестр 

Цикл лекций посвящен искусству звука - одному из самых актуальных сегодня явлений в области медиа-искусств. В своих лекциях Андрей Смирнов дает общее представление об истории и эстетике различных форм искусства звука, современных технологиях в музыке и смежных областях искусств. Авангард и экспериментализм; конкретная и экспериментальная музыка; алгоритмическая музыка и стохастика; компьютерная музыка и интерактивность; электроакустика и спектроморфология; музыкальная акустика и психоакустика; техники синтеза и обработки звука; история синтезаторов; элементы звукорежиссуры; инструменты и программы.

Объединяющий лейтмотив курса — взгляд на искусство звука  с точки зрения медиа-археологии и вариантологии культуры, опирающихся на философию Мишеля Фуко, указывающей на нелинейность и разрывность эволюции культуры. Задача медиа-археологии - найти в «информационном мусоре» прошлого «формы и тактики видения будущего». Вариантология (термин Зигфрида Зелински) рассматривает прошлое не как совокупность фактов, но как многообразие возможностей.

 

1. Звук как акустический процесс и музыкальный материал.
- Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» дома звука, дома света, дома запаха.
- Искусство vs наука. Искусство как объективная система организации материала. Музыка как искусство координации и гармонии вибраций. Музыка vs искусство звука. Sound Art vs Sonic Arts.
- Акустика: звук как механическая вибрация в упругих средах. Основные характеристики звуковой волны, слышимый звук, ультразвук и инфразвук. Воздействие звука на организм.
- Примеры прото-инструментов XIX – начала ХХ веков: камертонные синтезаторы Гельмгольца, пневматические анализаторы и синтезаторы Рудольфа Кёнига.

- Психоакустика: звук как образ. Нелинейность слуха, частота колебаний и высота звука, интенсивность и громкость. Биения. Критические зоны слуха. Относительность понятия «тембр».
- Интерференция звуковых волн, биения, фантомные восприятия.
- Спектр звука. Анализ сложного колебания, преобразование Фурье. Собственные частоты, частичные тоны, обертоны, гармоники, основной тон и период звуковой волны. Визуализация спектра, сонограмма как «партитура» звукового процесса. Акусмографическая нотация.

- Аддитивный и субтрактивный синтез звука. Натуральный звукоряд и концепция «Just Intonation». Жан Клод Риссе и акустические парадоксы. Каталог звуков Риссе. Эффект Шеппарда и ритм Риссе. Тревор Вишарт, кросс-синтез и техника спектральных мутаций.
- Спектральная музыка. Использование данных акустического анализа для расширения техник игры на музыкальных инструментах в композиции инструментальной музыки и инструментовке.

 

2. Музыкальный экспериментализм и искусство звука

- Экспериментализм vs авангард. Классификация музыкального авангарда начала и середины ХХ века. Экспериментализм в искусстве первой половины ХХ века. Николай Кульбин - концепция «свободной музыки» (1909) как «натуральной музыки природы»; «художники свободной музыки» (1909). Казимир Малевич, супрематизм и искусство «движущейся музыкальной массы» (1915).  «Фонтан» Марселя Дюшана (1917), «readymades», концепция «найденного объекта» (found object). Инициация и ритуал.

- Экспериментальная музыка. Джон Кейдж и концепция случайности в музыке. Концепция «найденного звука» (found sound). «Water Walk» и «4'33». Экспериментальная музыка и минимализм.

- Сонификация природных и техногенных процессов. История и методы. Свет превращается в звук. Поющие звезды генерала Ферро (1924). "Звуковой кристаллизатор" изобретателя Хавкина (1939). Элвин Люсье, «Music for Solo Performer», «Music on the Long Thin Wire». Давид Тюдор и «The Rain Forest».

- Экспериментализм сегодня. «Язык новых медиа», «дигитальное искусство» 1990-х, «пост-дигитальное» мышление 2000-х, «эстетика ошибок». Концепции DIY («Сделай сам») и «Circuit Bending». Хакерство как художественный метод. Объекты и способы хакерства.

Использование шпионских технологий. Сенсорные технологии. Способы регистрации оптических вибраций. Методы сонификации и визуализации звука. Гибридные системы и векторный синтез. Примеры инсталляций и перформансов.

 

3. Конкретная музыка и звуковой дизайн

- Пьер Шеффер, «Конкретная музыка» и «Акусматика».

- первые «лупы» (sillon fermé) и концепция «звукового объекта», редуцированное слушание, музыка для «пленки».  Акусмониум.

- Этюды Пьера Шеффера (1948).

- Центр GRM (Париж). Фоноген и Морфофон.

- «Конкретная музыка» и звуковой дизайн (Foley Art).

 

4. Электронная музыка

- Сериальная техника композиции как «исторический императив» западной музыкальной культуры 1950-х.

- Герберт Аймерт – электронная музыка (Elektronische Musik) - формализация и параметризация музыкального материала. Студия электронной музыки WDR (Кёльн, 1951).

- «Электронная» vs «электроакустическая» музыка. Карлхайнц Штокхаузен - электронные этюды (1950-е) и «Пение отроков» (1955).

 

5. Электроакустическая музыка. Формообразование.

- Электроакустическая музыка. Формообразование. Звуковые трансформации и тембральные метаморфозы. Спектроморфология. Музыкально значимые типы звуковых спектров. Интонированный звук, негармонический спектр, шум. Морфологические архетипы звуковых структурирующих процессов на примере De Natura Sonorum Бернара Пармеджани.

- Тематизм в электроакустической музыке и проблемы анализа. Смысловые и структурные элементы музыкальной речи; типы и функции музыкального материала.

- Сергей Эйзенштейн и теория «вертикального монтажа».

 

6. Компьютерная музыка

- Ада Августа Байрон-Кинг, графиня Лавлейс, «аналитическая машина» и первая в истории компьютерная программа (1842-43). Алгоритм. «Dice Game» Моцарта и стохастическая композиция. Пропорции, симметрия, золотое сечение.

- Теория информации. Работы и концепции Лежарена Хиллера (1957-58). Центр компьютерной музыки Университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Chamaig). Алгоритмическая музыка.

- Лаборатории Белл (Bell Labs), Макс Мэтьюс и программа MUSIC4 (1958).Работы Джеймса Тенни и Жана-Клода Риссе.

- Теория вероятности. Стохастические распределения, гауссовы, пуассоновские. Марковские цепи.

- Стохастическая музыка Яниса Ксенакиса.

- Барри Труакс и техника гранулярного синтеза. Электроакустическая композиция «River Run».

- Хаос, нелинейная динамика, фракталы масштабная инвариантность, нейронные цепи. Фрактальная музыка Гари Ли Нельсона (США).

 

7. Звук, затерянный в авангардах

- Медиа-археология и вариантология культуры. Анархив.
- Соломон Никритин: теория «Проекционизма»

- Казимир Малевич, супрематизм и искусство «движущейся музыкальной массы» (1915).

- Дзига Вертов и «Лаборатория слуха» (1916). Звуковая и визуальная поэзия.

- Арсений Авраамов "Новая эра в истории музыки" и ультрахроматизм (1916), борьба с 12-ступенной темперацией. Анализ и синтез граммофонных дорожек (1916).

- Евгений Шолпо. "Враг музыки" и "Механический оркестр".
- Общество Леонардо Да Винчи и концепция «безисполнительской музыки» (1917). Моделирование индивидуальных исполнительских техник.

- Арсений Авраамов, Лев Термен, Борис Красин и «Общество возрождения музыки» (1927).

- Алексей Гастев и Центральный Институт Труда. Соломон Никритин, «Проекционный театр» и биомеханика. Спектакль «Нажим и удар» - использование кинопроекций как элемента сценографии, мультимедиа технологии 1920-х . Шумовая музыка и шумовой оркестр. 

- Арсений Авраамов и «Гудковая» симфония (1922-23), «топографическая акустика», музыка для аэропланов, городов и улиц.

 

8. Звуковое кино и музыкальный экспериментализм в эпоху соцреализма.

- Звуковое кино и музыкальный экспериментализм в эпоху соцреализма. Раннее советское звуковое кино и радиотеатр, различные электромеханические и электрооптические инструменты.

- Контрапунктический метод в раннем звуковом кино. Звуко-зрительный монтаж. Концепция вертикального монтажа Сергея Эйзенштейна.

- Владимир Попов, шумовые инструменты и симфонии шумов.

- Шумовая музыка в первых советских звуковых фильмах (1930-36). Графический звук.

- Борьба с «дегенеративным искусством» в Германии и «формализмом» в СССР. 1948 год и конец культуры эксперимента.

- Гибель Утопии.

 

9.  Дадаизм, футуризм, звуковая поэзия и текстово-звуковая композиция (text-sound).

- Дадаизм и итальянский футуризм. Футуристические манифесты. «Искусство Шума» и шумовые инструменты Луиджи Руссоло (1914).

- Русский футуризм, Николай Кульбин - концепция «свободной музыки» как «натуральной музыки природы»; «художники свободной музыки» (1909).

- Звуковая поэзия дадаистов, итальянских и русских футуристов (1913-14).

- Дзига Вертов и «Лаборатория слуха» (1916).

- Звуковая и визуальная поэзия. Институт фонологии Игоря Терентьева (1923),

- «Поэтическая лаборатория» Арсения Авраамова и идеи Махоли Наги (1930-е).

- Конкретная поэзия, концепция Ойвинда Фахльстрема, текстово-звуковая композиция.

- Работы Тревора Вишарта (Великобритания), расширенные вокальные техники, кросс-синтез.


10. Оптический синтез и графический звук.

- Визуализация звука. Оптический синтез. Электрооптические инструменты и синтезаторы 1920-1930х.

- Звуковое кино, системы Александра Шорина (Ленинград, 1927) и Павла Тагера (Москва, 1926), «Тагефон», «Шоринофон», «Кинап».

- Арсений Авраамов, Оскар Фишингер, Рудольф Пфеннингер  - «рисованный орнаментальный звук» (1930-32), лаборатория «Мультзвук». Николай Воинов, «бумажный звук» (1932-1935); Оскар Фишингер (Германия) и «Орнаментальный звук» (1932). Рудольф Пфеннингер (Германия), «звуковая машинопись» (1931-1935). Евгений Шолпо, «Вариофон» (1930-1951). Работы Нормана МакЛаррена (Канада, 1940-е).

- Борис Янковский - "синтоны" и кросс-синтез 1930-х.

- Евгений Мурзин: синтезатор «АНС» и искусственная синестезия (1957-1958).
- Современные аналоги АНС, Янис Ксенакис и система UPIC (1977). Программа Metasynth.

- Рисованный звук в современном искусстве. Дафна Орам (Daphne Oram, Англия) – «Oramix». Инсталляции Пола Де Мариниса (США) и Мариски Де Грот (Голландия).

 

11. Лев Термен и его изобретения

- Лев Термен: «Технические возможности сочетания музыки и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния». «Иллюмовокс» и «Дальновидение». «Терменвокс» и «Терпситон».

- Музыкальный экспериментализм и русская эмиграция. История создания первой в мире ритм-машины «Ритмикон» Льва Термена и Генри Кауэлла. «Ритмикана» Генри Кауэлла (1931). Практические опыты с «Ритмиконом». «Ритмическая гармония» Чарльза Сигера. Ритмические «консонанс» и «диссонанс». Теория ритма Иосифа Шиллингера и графическая нотация.

- Подслушивающая система «Буран» Льва Термена. и система регистрации фортепианной педализации.

- Электронные музыкальные инструменты и синтезаторы: от Льва Термена до Роберта Муга и Макса Бранда.

 

12. История синтезаторов и русская эмиграция.

- Электронная музыка и русская эмиграция. Рэймонд Скотт (Гарри Варнов);

- Владимир Усачевский и первая студия электронной музыки в США «Columbia Princeton»;

- Питер Зиновьев и студия EMS, Лондон;

- Джон Эпплтон и первый цифровой синтезатор «Synclavier».

 

13.  Подробнее о техниках синтеза звука.

- Аддитивный синтез. Каталог звуков Жана Клода Риссе.

- Субтрактивный синтез, аналоговые синтезаторы и электронные музыкальные инструменты. 

- FM–синтез. Исследования и электроакустические композиции Джона Чоунинга, Центр CCRMA.

- Ксавье Серра и техника спектрального моделирования.

- Перри Кук и техника физического моделирования (программа Modalise (IRCAM)).

- Барри Труакс и техника гранулярного синтеза. Электроакустическая композиция «River Run».

 

 14. Интерактивность.

- Терменвокс и терпситон. Управление инструментом с помощью движения и жеста.

- Интерактивность: от Льва Термена до первых интерактивных инсталляций.

- Способы анализа голоса и речи, движения и жеста, динамики цвета, света и т.п. Обзор существующих инструментов и систем: различные типы сенсоров, биологические обратные связи и т.п.

- Интерактивность. MIT Media Lab, Тод Маковер, Джо Парадизо, концепция «гипер-инструмента».

- Видеосистемы «motion tracking». Интерактивность в театральной практике. Обзор существующих инструментов и систем. Примеры интерактивной музыки.

- Подслушивающая система «Буран» Льва Термена и Использование шпионских технологий.

- Обзор популярных языков и визуальных сред музыкального и мультимедийного программирования - C-Sound , Supercollider, MAX/MSP, PD, Chuck и т.п. MIDI интерфейс и MIDI контроллеры.

 

 

Андрей Смирнов – научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, преподаватель Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, основатель Термен-Центра. Участник многочисленных международных конференций и фестивалей, куратор выставочных проектов в России и Европе. Автор многочисленных статей, а также монографии "Sound in Z", посвященной забытой истории искусства звука и музыкальной технологии России первой половины ХХ века (издательство Walther Koenig. Лондон, Кельн, 2013).

 

Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Звук для продвинутых Сведения об образовательной организации