Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Критическая история современного искусства Сведения об образовательной организации

Критическая история современного искусства
Курс Александра Евангели, 2022–2023 учебный год. 15 занятий. 

Программа и планы занятий. 

блоки:

+ Модернизм. Генезис и эволюция оптической ситуации, проект авангарда - что помнит современность? что за следы оставляют логики преодоления?

+ Высокий модернизм. Нью-Йоркской школа. Преодоление и распад модернизма, переписывание настоящим временем, 45-89-2001

+ Цифровое настоящее, постцифровая совремемнность.

Занятие 1. Генезис модернизма. Оптическая ситуация: новые места воображаемого

19 век: рождение из катастрофы, новые места фантазматического инвестирования. Фотография и субъект. Наследуемая и коллективная память. Гетеротопия. Одержимость пространством. Импрессионисты, зрение, теория цвета. Рождение национальной идеологии и современного мира как системы национальных государств: она застывает в национальных павильонах Венецианской биеннале.

Лекция 1. Генезис модернизма: история и катастрофа

Генезис модернизма. Оптическая ситуация: новые места воображаемого

Метаморфоза просвещенной абсолютистской власти — от закона к норме (Фуко), от обладания к контролю. Перевод ностальгии из медицинского в общекультурный регистр. Эволюция по Ламарку: целесообразность, метафизика движения истории к совершенству. Рождение исторической живописи и футуристической утопии. Паноптическое видение романтиков, паноптикон Бентама. Проекция. Диорама Даггера. Романтическое искусство и эстетическая теория Канта, третья «Критика».

Возвышенное, его амбивалентность и беспокоящие чувственные режимы, их вытеснение и пугающее возвращение. Ботюль: «Сексуальная жизнь Иммануила Канта». Шиллер, его артикуляции возвышенного через жуткое. «Жуткое» Фрейда.

Рождение истории, катастрофа и революция. Одна история вместо многих. Кувье. Плот Медузы. Извержение Тамборы, год без лета, граф Дракула. Интерес к раскопкам Помпей и Геркуланума. Рождение темпоральной сложности (вложенное время, русская и европейская литература, сложная романная нарративность). Газеты — медиальное сплочение общества общими интерпретациями.

Фотография, социальные предпосылки, изобретение. Нарративная детализация реальности фотографией и фотографическими режимами живописи. В музыке: изобретение клапанов в духовых, мелодическая детализация, обсессия Вагнера: мотивы; — абстрактная репрезентация сложности, Дагерротип, ошеломлявший оптической детализацией, открывал визуальную сложность реальности: прямые свидетельства из переписки современников. Исследователи не фиксируют, т.к. этот эффект воспитания рецепции также забывается сразу после ее адаптации — и не доживает до более дистанцированной, чем в письмах, рефлексии. Массовое воспитание тел фотографическими салонами, потом они выходят на бульвары.

«Париж, столица 19 столетия»: Османизация Парижа, толпа — социальная общность 19 века, идентичности и наивный нарциссизм городских толп.

Новый оптический режим: картина теряет монополию на коллективное воображаемое. Новые места его инвестирования и репрезентации: хрустальные дворцы в Европе, проспекты, витрины, паноптичность диорамы, Гоголь: «стало видно далеко во все стороны».

Вторжение прогресса в повседневность: паровоз, пароход, простой способ получения стали из чугуна. Железобетон и металлические структуры в строительстве, унифицирующие сборку: рельсы, Хрустальный дворец, Эйфелева башня. Телесная риторика монтажа. Всемирные выставки и фотография. Инженерное решение гигиенических проблем европейских столиц и затем остальных крупных городов: конец великой вони, продолжительность жизни выросла на 15 лет.

Теория цвета Гете vs. Ньютона. Проблематизация реальности и видимого в искусстве: приоритет рецепции перед физической реальностью, импрессионизм. Переоценка живописных жанров: Валоризация пейзажа.

Невидимое, его проявление и выявление: в экономике (эксплуатация рабочего класса, Маркс), физиологии (опыты Гальвани, управление мимикой и автономными движениями с помощью электричества), психике (бессознательное, психопатология обыденного, Фрейд), реальности (вездесущие призраки, салоны для съемок с ними, Месмер и К,), физике (электричество, радио, телефон, в теории — эфир и флогистон, в конце века — рентгеновские лучи). Невидимое и преступление: рождение антропометрии из духа полиции, Бертильон — годы разработки, накопления данных и т.д., успех, внедрение, ужас. Рождение дактилоскопии из необходимости опознания и идентификации дикарей в колониях (кузен Дарвина).

Колониализм нормальной цивилизованной Европы — «деревня дикарей» на всемирной выставке в Париже.

Вульгарный материализм однофакторных интерпретаций: типологии Ломброзо в Европе, теория фронтира Фрезера.

Власть над природой: сексуализация материалистической философии («материя… дана человеку в ощущениях его…» и т.д.), репрессивная биополитика контроля над телом, над природной чувственностью и неконтролируемым желанием: демонизация полиморфной детской сексуальности и мастурбации. Прогрессивная медицинская мысль склонялась к хирургическому пресечению и широко практиковала этот метод в отношении детей.

Невероятно детализованные расписания в пансионатах, детских приютах, школах, больницах и т.п. с конца 19 века — дисциплинирование времени и воспитание человека, который обучен подчиняться приказам и массово умирать в бессмысленной мировой бойне.

Детали, исчезающие с контекстом (студентам поставить даты)

Наука: Флогистон, тепловая смерть Вселенной.

Общество, власть: вешать на фонарях, загибать уголок визитки, обмениваться портретами, стереофотография.

Медицина: умирать от холеры, тифа, городской экологии, туман с серной кислотой от газовых фонарей, уличное зловоние, лечить триппер и сифилис, героин в аптеке от болезненных месячных и кокаин от поноса.

Повседневность: наследовать лавку, впервые сфотографироваться, не узнавать себя; родиться седьмым и третьим дожить до 18-и лет; старики: стало слишком светло и у молодых портится зрение.

для обсуждения между частями

— Как это: не видеть видимое, потом увидеть и не понимать, как было возможно это забыть?

— Какие аспекты генезиса модернизма аналогичны современному ощущению настоящего?

Лекция 2. Генезис модернизма: видение, репрезентация и взгляд

Конец 19 века, Накопление рефлексии в искусстве. социальная рецепция искусства: эпатирующая «Олимпия», Дега исследует картину; анализ его живописи Мишелем Фуко.

Фотографическое исследование движения. Майбридж и Маре. Спускающаяся обнаженная и падающая кошка.

Кино Эдисона в Штатах и братьев Люмьер в Европе. Первое кино — фееричная доверчивость зрителя («Казнь Марии-Антуанетты», 11 сек.).

фовизм (и Сезанн), Ар-нуво, интернациональный стиль — преодоление тотальности эстетизма. Кубизм 1907-го и футуризм 1909-го.

Дюшан, его братья, его обнаженная и ее триумф в Нью-Йорке. «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» вскрыла консерватизм авангардных сообществ, изолировавших себя в художественных гетто национальными идеологиями. Стоит ли удивляться, что эта почва стала основанием для мировой войны? (Инфекция сильных дискурсов.)

Социальная мобильность художников, авангардные группы.

Русская революция 1917,

Детали, исчезающие с контекстом

— постановочная документалистика, видеть себя в кино: узнавать других, не узнавая себя, испытание препаратов на солдатах, все еще лечить триппер и сифилис, … — абсолютное доверие фото- и киноизображению.

Занятие 2. Авангарды и новые иконографии начала ХХ века

Между началом ХХ века и началом второй мировой войны. Футуризм. Кубизм. Дюшан и реди-мейд. Супрематизм и геометрическая абстракция. Новые иконографии. Дадаизм. Сюрреализм.

Лекция 3. Постимпрессионизмы. Кубизм и футуризм. Дюшан.

Интернациональный ар нуво. Символизм.

Фовизм и другие постимпрессионизмы. Сезанн. Матисс. Сера. Авиньонские девушки Пикассо.

Итальянский футуризм. Французский кубизм.

Дюшан, ранние картины: Игроки в шахматы (аллюзия: «Игроки в карты» Сезанна. Дюшан меняет игру, заметил де Дюв). «Дульсинея» - неизвестная девушка в разные моменты времени, автопортрет: Грустный молодой человек в поезде – 1912 г., ехал в Мюнхен, итальянский футуризм ехал в Париж, они не пересеклись. В Мюнхене неск. месяцев – Кандинский, экспрессия, авангард, - пишет там «Король и королева в окружении быстрых обнаженных» (о шахматах). Новобрачная 1912 г.: манекен, автомат, странный механизм. Переход от девственницы к новобрачной. 1912. Обнаженная – главный сюжет академической живописи, авангард фрустрирует, обламывает желание визуально обладать телом. «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» – последняя его картина. Армори шоу в Штатах, 1913 (скандал с братьями, разрыв с французским кубизмом).

Синтезы и поиск новых способов создавать искусство.

Диалетейа: «Фонтан» Дюшана. Супрематизм и Малевич, революция. Конструктивизм и баухауз. Татлин, Родченко, производственное искусство. Русский авангард до и после революции,

Лекция 4. Мировая война и новые иконографии. Версии сопротивления: экспрессия, дадаизм, сюрреализм.

1-я Мировая война: медиации смерти. Пулемет, киноаппарат: принудительная субъективация. Рождение массы.

Обострение национальных травм в мире как системе национальных государств. Гаврила Принцип — медиум Косовской травмы, вернувшей войну. Косовский кейс — эталон трансгенерационной передачи, ее устойчивая воспроизводимость в истории.

Объявление войны, распад устойчивых интернациональных художественных союзов, объединений и коллабораций.

Новые параметры и стратегии войны: окопы, линия фронта и киполенка. Поль Вирильо: корреляция форм войны и искусства. Медиальность войны: Неталантливая скука германского экспрессионизма. триумф смерти, принудительная констатация культурного состояния.

Первое оружие массового поражения (отравляющий газ: иприт, хлор). Массовая смерть и форсированная субъективация. Рождение массы — нового агента истории. Имплозивность и поверхностные эффекты массы — орнамент. Рождение нового социального субъекта — человека массы, унифицированного и обезличенного. [Масса = Субъект + смерть: loop.]

Иконография человека массы — маркировка авангардного искусства в Европе и Штатах («Критик») Русский супрематизм, бельгийский и французский сюрреализм, метафизическая живопись ?? и немецкий экспрессионизм портретируют нового субъекта — человека без лица, единицу массы.

Источники, влияния и непрямые репрезентации новой иконографии: противогаз, дадаистская маска, манекены сюрреалистов, деформированные куклы Балмера, а также роботы — Чапек вводит их в пьесе «R.U.R.» (1920), называя этим словом не машины, а искусственно созданных людей (robota по-чешски означает «тяжёлая работа», «каторга»).

Тцара и Ленин играют в шахматы в Кабаре Вольтер: дадаизм в Швейцарии. Поломка языка в негативности дада: коллаж, конструкция, сборка. Мировая сцена дада: Цюрих, Париж, Берлин, Ганновер, Кёльн, Нью-Йорк. Автономия центров, локальная специфика, художники. Версии дадаизмов. бегство в другую географию и сюрреализм.

Проблематичное освобождение субъекта — социально детерминированное желание, невозможный автоматизм, исчезающий субъект. Гросс и Хартфилд — валоризация машинного искусства Татлина. Технологическое отчуждение — аспект состояния массы, сменившее человеческое взаимодействие в толпе 19 века — поздняя, правдоподобная и неизбежная импликация промышленной экономики. В информационной экономике она перестает действовать.

Дадаизм (освобождение искусства) и сюрреализм (освобождение желания) – два эксцесса эмансипации, не ставшие вирусными. Сюрреализм и фотография. Фотографические основания сюрреализма Розалинд Краусс. Становление иконографии массы, кино — ее основной медиум. Киноглаз Вертова, Лев Манович о Вертове. Новая пластика позирования вырабатывается вместе с распространением кино: это единственный источник, дающий крестьянину в городе образец того, как стоять, ходить, курить, разговаривать, ухаживать за девушками, — исследование Оксаны Булгаковой, Стэнфорд.

Фотография в Европе. Между войнами: консервативный сдвиг. женщины-фотографы в Германии. Маскулинные модели освобождения женщины. Дягилев и пр. Архитектура как предмет международного шпионажа. Спортивные парады на Красной площади. 30-е. Эйзенштейн и Рифеншталь. Критичность соцреализма и «дегенеративное искусство».

Сюрреализм поселяется в Штатах, ненадолго – до смерти.

Детали, исчезающие с контекстом

светлое будущее: гипноз вождя, воодушевление тоталитаризмом.

 

Занятие 3. Action Painting vs. Color Field Painting

Нью-Йоркская школа.

Лекция 5. Нью-Йоркская школа: медийные репрезентации и персональные стратегии. Поллок и Гриндберг. Абстрактный экспрессионизм, Action Painting. Анаморфоз и субъект.

Миграция авангарда. Американская версия автоматизма. Нью-йоркская школа и автономия субъектности: медийные репрезентации и персональные стратегии.

Культурные контексты Нью-Йорка накануне и вначале войны. Великая депрессия — национальная травма. Государственная поддержка художников. Американский регионализм. Троцкий, Гриндберг, разоблачение сталинского эстетического проекта,

Продуктивная провинциальная ситуация и ее преодоление художниками Нью-йоркской школы. Разочарование в легендах европейского авангарда.

Американская этика живописи: высокие внутренние стандарты, взыскание возвышенного. Адаптация автоматизма. Внутренняя политика, мурализм, тусовка и бизнес.

Джексон Поллок. генезис аутентичного американского величия: уроки Сикейроса, преодоление трудного детства искусством. алкоголизм и Юнгианский психоанализ. Прерия — модель рецепции и будущей репрезентации плоского пространства, фронтир — модель американского самоописания и идентичности.

Абстрактный экспрессионизм, Action Painting. Экспрессия субъектности в дриппинге Поллока. Анаморфоз и субъект, анаморфность пятна.

Лекция 6. Постживописная абстракция. Ньюман. Ротко.

Action Painting vs. Color Field Painting.

Взыскание возвышенного в живописи нью-йоркской школы. Возвышенное в абстрактном экспрессионизме и постживописной абстракции; в дриппингах Поллока — медиумспецифичное переживание пространства.

Медиальное возвышенное.

Картины-молнии Барнета Ньюмана. природа возвышенного в «Молниях» на монохроме — конец пространства, чистое переживание времени, его «Возвышенное сейчас». Часовня Марка Ротко.

Мачизм и агрессия послевоенного общества и художников нью-йоркской школы. Альтернатива абстрактному экспрессионизму и модернистской эстетике Гриндберга: индекс, знак, современная абстракция.

 

Занятие 4. Послевоенные стратегии искусства. Новые основания. Индекс.

Поиск стратегий в 50-е. Преодоление экспрессивного знака.

Лекция 7. Послевоенное искусство в Европе

Интернационалы континентальной Европы.

Экзистенциализм в модернизме 40-50-х. Дематериализация и экзистенция. Джакометти, Бэкон, Мур.

Интернационалы континентальной Европы: CoBrA. Арт-информель. Зеро.

Поверхность и глубина в экспрессионизме 50-х. Вызов поверхности: Миммо Ротелла, Лючио Фонтана, Альберто Бурри, Отто Пиене. Ошеломление Гомбриха: музеификация дыр на холсте.

Одиночки и группы в Европе и США. Леттризм, Ситуационизм. город, радикализация художественных стратегий. Асгерн Йорн, Карел Аппель,

Констант, Дюбуффе, Волс, Фотрие.

Искусство в поиске оснований реальности. «Новые реалисты». Ив Кляйн.

Вторичная эстетическая утилизация. Корнелл, Споерри, Арман.

Лекция 8. Искусство США в 50-х. Раушенберг. Джонс.

Деконструкция картины, индекс и след. Раушенберг. Джаспер Джонс.

Преодоление экспрессивного знака Поллока. Гриндберга; индекс и живопись: Джонс, Раушенберг.

Векторы деконструкции: индекс (отпечаток шины, Раушенберг), паттерн (Эллсворт Келли), постфигурация (Сай Твомбли); артикуляция (поп-арт).

 

Занятие 5. ICA. Британский и американский поп-арт.

ICA в Лондоне. Поп-арт. Уорхол. Сетевая размерность живописи. След, архив следов, цифра.

Лекция 9. ICA в 50-х. Британский поп-арт.

Британский поп-арт. Опять Джаспер Джонс.

Роль и внутренняя борьба ICA в Лондоне, консервативное сопротивление старой Европы.

Интуитивная версия «This is Tomorrow», из Британии в Штаты — поп-арт, значение и знак: мимесис, упаковка, рождение иронической дистанции.

Лекция 10. Американский поп-арт. Уорхол.

Преодоление пафоса возвышенного и девалоризация субъекта в поп-арте.

Рой Лихтенштейн. Нескрываемая ирония в сторону крутых парней — абстрактных экспрессионистов, обстебывание их ценностей (Лихтенштейн особенно: зип — Ньюману, тетрадь —Поллоку, и пр.)

Американский поп-арт — предъявление повседневности среднего класса.

Поп-арт на Западном побережье.

Уорхол. Фабрика.

Детали, исчезающие с контекстом

в 50-х глубокая заморозка — знак острой современности и освобождения женщины долгой готовки.

Кадиллак у Розенквиста ироничен: он не новый (т.е. на последние деньги) — критика статуса и лицемерия. Пластик и нейлон круче натуральных материалов. Растворимый кофе вкуснее натурального. Новое чувство жизни отравляет только страх перед русскими и ядерным Армагеддоном.

 

Занятие 6. Минимализм, постминимализм. The Expanded Field.

Эскизы проектов по предшествующим темам. Обсуждение.

Минимализм, постминимализм, The Expanded Field. Джонс, Моррис. Майкл Фрид, Розалинд Краусс.

Лекция 11. Минимализм.

Минимализм: поиск основания и языка. Джаспер Джонс. Роберт Моррис. Фрэнк Стелла.

Принципы, направления поиска и позиционная борьба Джада и Морриса. Выставка «Первичные структуры».

Вагинальные коннотации «Экзотического минимализма» Люси Липпард, разрушение культурного маскулинного видения в позднем минимализме — возвращение бесформенного, вытесненного минимализмом, в работах Евы Хессе, Луиз Буржуа, Яэй Кусама.

[«Силы ужаса» Юлии Кристевой.]

Критика Майкла Фрида: театральность минималистской скульптуры.

Лекция 12. Постминимализм. The Expanded Field

Постминимализм.

Критика Морриса: объект как экран среды и рецепции.

Движение к процессуальности и концептуализации, выход из белого куба.

The Expanded Field: метаморфоза объекта в расширенном поле — лэнд арт, перформанс в ландшафте.

 

 

Занятие 7. Европейские стратегии. Концептуализм.

7.l13. -Европейские альтернативы до и после 1968-го.

Концептуализм. Искусство и язык.

Лекция 13. Венский акционизм. СИ. Флюксус. Арте Повера.

Венский акционизм. Социальная теория, 4 концептуальные доминанты.

Роль Ситуационистского интернационала в революции мая 1968-го. в Париже, Общество спектакля Ги Дебора.

Флюксус: антимузейность и антиинституциональность, инновативность, предметность, технологии — и нео-дадаистский протест. Нам Джун Пайк, Кейдж, Штокгаузен. - 7.l13+. -

 

Арте Повера в Италии. Пистолетти, Мерц, …

Лекция 14. Концептуализм. От философии языка к лингвистической тотальности

Рождение концептуализма из импульса постминимализма.

Минимализм ххх и ххх

Ранний концептуализм

Искусство как язык, манипуляции фотографией.

От постминимал к концепт-арту. Первые концептуальные проекты в Штатах. Выставка Сигелауба.

Философия языка Витгенштейна и британский концептуализм Art & Language. Джозеф Кошут, журнал Фокс.

Американский концептуализм: Балдесари и другие.

Современный постконцептуализм и пост-интернет искусство

7.l14+. -

 

Занятие 8. Эстетическая и институциональная критика.

Эстетическая критика Дюшана, концептуализм и искусство после 1968-го. институциональная критика Ханса Хааке и Бюрена.

Лекция 15. Последний проект Дюшана

 «Дано» Дюшана, его эстетическая критика. Концептуализм и институциональная критика. а за окном шла революция: 1968-го. в Париже, далее везде. Роль Ситуационистского интернационала. Общество спектакля Ги Дебора.

Проект эстетической критики почти вне времени – инсталляция «Дано» Дюшана в Филадельфийском музее изящных искусств, 1968 год.

Референции, паттерны, темпоральность, обнажение структур

Лекция 16. Институциональная критика

От эстетики администрирования к институциональной критике: Эволюция концептуального искусства

Институциональная критика от Дюшана к двум скандалам в 71-м и дальше.

 

 

Занятие 9. 1970-е: после революций. Критическая теория. Структуры застоя

Цинизм после наивности (университетские рефлексии 1968-го) - как бы похмелье.  

Расцвет ТВ. Социальный консерватизм, рост влияния корпораций и возвращение медиально специфичного искусства.

Ранний Видеоарт, Расширенное кино, Янгбладт,

9.l17. -

Лекция 17. Критическая теория

Критическая теория: Феминистское искусство, экономическая критика с позиции классовой теории, критика расового угнетения. Резонансы «» …

Критика истории и музея, и т.д. …

Марксизм, феминистское искусство и теория, 1970-е: Лора Малви, критическая рецепция киноязыка.

Феминистский пересмотр истории искусства. Порнография?

Концептуальное искусство и феминизм 70-х и позже.

Лекция 17-18. «Картинки», новая рецепция, новая экспрессия.

Выставка в Нью-Йорке «Картинки», новая рецепция, новая экспрессия, новые имена.

Синди Шерман, Шерри Левин, ххх - 9.l18. -

Новая спектакулярность консерватизма и ее новая критика:

Медиальность сопротивления: ксерокс и перепечатка (советские диссиденты || американский андерграунд).

Политическая валоризация будущего, эксперименты с социальной перспективой

и эксперименты видеохудожников с темпоральностью и зумом в расширенном кино

 

Лекция 17-18. Консервативный контекст 1970-х. Возвращение живописи

Парижская Биеннале: реабилитация живописи (статья Люси Липпард).

Живопись, Лондонская школа, Новые дикие, Трансавангард. || современная реставрация.

«Поколение картин» и немецкая живопись.

Советский андереграунд: выставка нон-конформистов в Венеции, альтернативный павильон. Сопротивление искусства застою.

Музеификация советской повседневности в Московском концептуализме.

 

Занятие 10. 1980-е: начало конца истории

Семинар. Эскизы проектов по предшествующим темам. Обсуждение работ.

Лекция 19. 1980-е, окаменевший контекст

Консервативные 80-е, выросшие на разлившихся 70-х. Война культур: политика и эстетика в эпоху Рейгана и Тэтчер. Спектакулярность и масштаб … (Дженни Хольцер, …, и другие ) … Уличное искусство. …

комфорт консерватизма, корпорации, спектакль, потребление. Конец застоя. начало конца истории, открытие мира и ожидание новой истории.

Лекция 20. «Маги Земли» и другие открытия мира

Стена, Маги Земли, Китай-89. Африка и Австралия.

Перестройка и открытие России. Сотбис в Москве. Легализация нон-конформистов.

Конец холодной войны и конец истории.

Детали, исчезающие с контекстом

Слишком сдержанные аплодисменты – после продолжительных и бурных

 

Занятие 11. 1990-е: искусство после Берлинской стены, Тяньаньмэнь, Белого дома

Девяностые – в России и в мире.

Лекция 21. Искусство после Берлинской стены

За стеной: пост-социалистическое искусство и бывшем Советском Союзе

89-99-й

Искусство общественного действия. Перформанс 90-х.

// ? Нео-авангард Восточной Европы и Латинской Америки.

Начало китайской экспансии – смешная торговля родиной, обучение интернациональному языку.

Добавить один метр к неизвестной горе.

Лекция 22. 1990-е. Искусство после Белого дома в Москве и площади Тяньаньмэнь

Искусство глобализованных потоков (финансовых, ресурсных, медийных и пр.) и Глобальные орнаменты массы.

Видео. Бил Виола. Кремастер. Опять Гурский.

 

Занятие 12. Нулевые.

Начало тысячелетия: Близнецы, триумф видео. Безопасность vs. Свободы. Партиципаторность. Кризис.

Лекция 23. 2000-е

Ожидание рубежа: между эйфорией и страхом. Надежда, катастрофа, переопредение границ свободы, глокальность, кризис и его рефлексия.

Разоблачение технологического мегафейка – проблемы нового тысячелетия. Пузырь дот-комов.

Искусство как предчувствие катастрофы: Венецианская биеннале накануне 9/11: АЕС+Ф, Амок, и другие.

9/11: начало новой эпохи. Эстетика отношений и Participatory Art. Трусливое партиципаторное искусство – и другие симптомы всеобщего страха.

Биеннализация, нормализация и пост-колониальное искусство

Грядущий новый Голливуд или новый реализм? Нарративное видео 2000-х.

Цифровой искейп.

Лекция 24. Нулевые в России

Взрывы домов в Москве: конец перформативной эпохи и коллапс социального искусства в России, От социального действия к невидимому искусству: нонспектакулярность.

Наступление больших денег. Новые правила игры. Первые галереи и фонды. Надежда на диалог с властью: спектакль новых русских утопий: непристойные альянсы искусства, денег и власти.

Большой проект для России.

Эйфория накануне кризиса 2008-го и освобождение искусства после.

 

Занятие 13. 2010-е.

Десятые в России и мире

Лекция 25. Аватар

Нулевые, перешедшие в 2010-е.

Новые формы субъектности. Аватар. Социальные сети.

Цифровые утопии / цифровые реалии: сетевое искусство, научное искусство, и цифровая политизация

Проблематизированный субъект искусства. ?

Лекция 26. 2010-е

Новые сцены современного искусства

постконцептуализм и пост-интернет искусство

 

Занятие 14. Современность-1.

2010-е, перешедшие в 2020-е.

Искусство сейчас, альтернативное настоящее, сборка 1.

Лекция 27. Переопределение эстетической ситуации. Новая чувственность

Аффект

Проблематичность традиционных ценностей. проект Марии мэджие – синтез эстрогенов? компас из плацент Сессилия Йонсон.

Гейм овер

Фрезер: мы должны создавать институты критики. Жмиевский биеннале

Лекция 28. искусство вне институций

Девалоризация традиционного нарратива, гуманизма и истории.

Цифровой архив, власть и историческая конвенция.

Новые структуры архива и властная апроприация истории.

 

Занятие 15. Современность-2.

Искусство сейчас, альтернативное настоящее, сборка 2.

Лекция 29. новые агентности. голая жизнь искусства, вирус и капитализм

переопределение границ художника, зрителя и произведения.

Настоящее Москвы, отображение сцен, критерии выбора актуальной (сформированы алгоритмами соцсетей - актуальны свои)

Лекция 30. искусство после пандемии. искусство без страны.

Процессуальность, опыт и сеть. Агентность вируса. опыт обыденного в искусстве, тематизация изоляции и т.п.

Виртуальность и физический опыт. - искусство за пределами реальности, искусство как опыт необыденного

Текст Nooscope Manifested (Vladan Jolar и Matteo Pasquinelli)

Лекция 30. Немыслимое. Невозможность искусства

Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Критическая история современного искусства Сведения об образовательной организации