Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Критическая история современного искусства Сведения об образовательной организации

Преподаватель: Александр Евангели

Критическая история современного искусства

Программа и планы занятий:

Первый семестр 

 Три блока:

1. Модернизм. Генезис и эволюция оптической ситуации, проект авангарда - что помнит современность / что оставляют логики преодоления? следы

2. Высокий модернизм Нью-Йоркской школы. Преодоление и распад модернизма, переписывание настоящим временем,  45-89-2001

3. Цифровое настоящее

 

Лекция 1. Генезис модернизма: катастрофа и история


Генезис модернизма. Оптическая ситуация: новые места воображаемого
Часть 1.
Тезисы и темы:

/ способы сборки в аутентичное — концепты, переживание, доминирующую интерпретацию,

— 18 век: Бентам, паноптикон. Метаморфоза просвещенной абсолютистской власти — от обладания к контролю, Фуко: от закона к норме.
— Эстетическая теория Канта, романтическое искусство, перевод ностальгии из медицинского в общекультурный регистр.
— эволюция по Ламарку: целесообразность, метафизика движения истории к совершенству.
— Рождение исторической картины и футуристической утопии: реализм исторической картины.
— Паноптическое видение романтиков, диорама Даггера. Проекция.
— Эстетическая теория, Кант и романтизм. Возвышенное — доступ к природе истории после конца.
— Амбивалентность возвышенного в третьей «Критике» Канта.

Импликации:
Взыскание возвышенного в абстрактном экспрессионизме нью-йоркской школы, «Возвышенное сейчас» Барнета Ньюмана, природа возвышенного в его «Молниях» на монохроме — конец пространства, чистое переживание времени — и в дриппингах Поллока — медиум специфичное переживание пространства. Медиальное возвышенное. 

Вытеснение беспокоящих чувственных режимов возвышенного, их пугающее возвращение. Ботюль: «Сексуальная жизнь Иммануила Канта».

Импликации:
Вагинальные коннотации «Экзотического минимализма» Люси Липпард, разрушение культурного маскулинного видения в позднем минимализме — возвращение бесформенного, вытесненного минимализмом, в работах Евы Хессе, Луиз Буржуа, Яэй Кусама. «Силы ужаса» Юлии Кристевой.

Шиллер, его артикуляции возвышенного через жуткое. «Жуткое» Фрейда.

— Революция и катастрофа. — Рождение истории из катастрофы, Кувье, Плот Медузы.
— одна история вместо историй, рождение темпоральной сложности, газеты — медиальные формы социального сплочения общими интерпретациями.
— Рождение нового оптического режима: картина перестает быть единственным местом инвестирования коллективного воображаемого, появляются новые места для этого, они открывают новый оптические режимы взгляда и репрезентации: паноптичность диорамы, Хрустальные дворцы, проспекты, витрины, и т.д. (Гоголь: «стало видно далеко во все стороны»)
— литература — романная нарративность, усложнение модернистской темпоральности
— детализация: изобретение клапанов в духовых, мелодическая детализация, обсессия Вагнера: мотивы; — абстрактная репрезентация сложности,
— изобретение фотографии — социальные предпосылки, еще?
—  оптическая детализация дагерротипа, открытие визуальной сложности — дагерротип, ошеломлявший детализацией, открывал оптическую сложность реальности: прямые свидетельства из переписки современников. Исследователи не фиксируют, т.к. этот эффект быстрого воспитания рецепции также быстро забывается после ее адаптации — и не доживает до рефлексии более дистанцированной, чем в письмах.
— нарративная детализация реальности фотографией и фотографическими режимами живописи.
— массовое воспитание тел — салонами, потом они выходят на бульвары
— вторжение прогресса в повседневность: паровоз, пароход, простой способ получения стали из чугуна.
— изобретение железобетона и металлические структуры в строительстве, унифицирующие сборку: рельсы, Хрустальный дворец, Эйфелева башня. Телесная риторика монтажа.
— инженерное решение гигиенических проблем европейских столиц и затем остальных крупных городов: конец великой вони, продолжительность жизни выросла на 15 лет
— переоценка живописных жанров. Валоризация пейзажа как  главного жанра.
— теория цвета Гете против Ньютона. Неожиданная проблематизация реальности и видимого в искусстве: приоритет рецепции перед физической реальностью у импрессионистов.
— невидимое, его  проявление и выявление: в экономике (эксплуатация рабочего класса, Маркс), физиологии (опыты Гальвани, управление мимикой и автономными движениями с помощью электричества), психике (бессознательное, психопатология обыденного, Фрейд), реальности (вездесущие призраки, салоны для съемок с ними, Месмер и К,), физике (электричество, радио, телефон, в теории — эфир и флогистон, в конце века — рентгеновские лучи).
— невидимое и преступление: рождение антропометрии из духа полиции, Бертильон — годы разработки, накопления данных и т.д., успех, внедрение, ужас.
— Вульгарный материализм однофакторных интерпретаций: типологии Ломброзо в Европе, теория фронтира Фрезера
— Следствием власти человека над природой стала сексуализация материалистической философии («материя… дана человеку в ощущениях его…» и т.д.) и репрессивная биополитика контроля над телом, над природной чувственностью и  неконтролируемым  желанием: демонизация мастурбации и детской сексуальности. Прогрессивная медицинская мысль Европы склонялась к хирургическому пресечению и широко практиковала этот метод в отношении детей.
— Рождение национальной идеологии и мира как системы национальных государств: эта система отражается и застывает в системе национальных павильонов Венецианской биеннале.
— Колониализм нормальной цивилизованной Европы — «деревня дикарей» на всемирной выставке в Париже.
— Рождение дактилоскопии из необходимости опознания и идентификации дикарей в колониях (кузен Дарвина)
— Париж, столица 19 столетия: перестройка — османизация Парижа, толпа — социальная общность 19 века, идентичности и наивный нарциссизм городских толп.
— Невероятно детализованные расписания в пансионатах, детских приютах, школах, больницах и т.п. с конца 19 века — дисциплинирование времени и воспитание человека, который обучен подчиняться приказам и массово умирать в бессмысленной  мировой бойне. 

19 век: новые места фантазматического инвестирования. Фотография и субъект. Гетеротопия. Одержимость пространством. Наследуемая и коллективная память. Импрессионисты, теория цвета и зрения,

  

Вопросы для обсуждения между частями
— Какая аспекты генезиса модернизма аналогичны современному ощущению настоящего?
— Подумать, представить, как это — не видеть видимое, потом увидеть и не понимать как это было возможно — забыть..

Коды / Модели / Интерпретации
Эпистемы,  / современные методологии, способы интерпретации и сборки
Эпистемология,  оптика метода / современный метод интерпретации, способ сборки фрагментов / фактичности, визуальности и т.п..  

Детали, исчезающие с контекстом (студентам поставить даты к каждой)
модель для сборки:  ….  — детали для сборки

Видение, взгляд, власть:
— вешать на фонарях, загибать уголок визитки, обмениваться портретами,

Медицина, биополитика, Здоровье общества:
— умирать от холеры, умирать от тифа, умирать от городской экологии в 45 лет, лечить триппер и сифилис, газовое освещение, туман с серной кислотой, уличное зловоние, покупать в аптеке героин (от болезненных месячных) и кокаин (от поноса),

Стратегии повседневности:
— наследовать лавку, быть седьмым ребенком в семье и третьим, дожившим до совершеннолетия, впервые увидеть себя на фото и не узнавать, узнавая других, объемное фото,

Мировоззренческий горизонт:
— Флогистон, тепловая смерть Вселенной,

Визуальный материал:
Воображаемая архитектура 18 века: Булле. Кенотаф Ньютона (проект), Паноптикон Бентама
Романтическая живопись: Каспар Давид Фридрих, пейзажная живопись 19 века — смена оценок, идеологическая валоризация пейзажа (кровь и почва, могилы отцов)
Абстрактная живопись 40–50-х — трансформации романтического возвышенного, его  версии для времени и плоского пространства
Плот Медузы, первый импрессионистский Восход солнца — солнце в ч/б на смартфоне заметно темнее остального. 

Литература, источники:
Вальтер Беньямин: Париж, столица 19 столетия, Бодлер. Краткая история фотографии.
Бодлер.
Тимоти Митчел. Ориентализм и выставочный порядок. 

 

// газовое освещение: старики говорят стало слишком светло и поэтому у молодых портится зрение 

 

Лекция 2. Генезис модернизма: видение, репрезентация и взгляд

Конец 19 века
Накопление рефлексии в искусстве:
— интуитивное исследование медиума живописи Дега: последовательный анализ Мишелем Фуко его живописи.
— накопление вопросов к картине и ее социальной рецепции: Дега, его эпатирующая Олимпия  

Спускающаяся обнаженная и падающая кошка. Фотографическое исследование движения.
Майбридж и муро
Кино Эдисона в Штатах и братьев Люмьер в Европе. Первое кино — фееричная доверчивость зрителя  («Казнь Марии-Антуанетты» например.)
Фовизм (и Сезанн),  социальная мобильность художников, авангардные группы. 
Кубизм 1907-го и футуризм 1909-го.
Дюшан, его братья, его обнаженная и ее триумф в Нью-Йорке. Его «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» обнажает консерватизм авангардных сообществ, их самоизоляции в национальной идеологии, в своих художественных гетто в государственных границах  Стоит ли удивляться, что эта почва стала основанием для мировой войны?
Кубизм 1907-го и футуризм 1909-го, консерватизм авангардных сообществ: Дюшан, его братья, его обнаженная и ее триумф в Нью-Йорке. Инфекция сильных дискурсов.
Ар-нуво, интернациональный стиль — преодоление тотальности эстетизма.
Русская революция 1917 

Коды / Модели / Интерпретации
интерпретации и эпистемы:
  …оптика метода,  способы сборки фрагментов и фактов, аутентичная визуальность и ризома чувственности 

Детали, исчезающие с контекстом
— впервые увидеть себя на кинопленке: узнавать других, не узнавая себя, испытание препаратов на солдатах, все еще лечить триппер и сифилис 

Визуальный материал:
Э. Дега: Флейтист, Бар, Сезанн.
Матисс
Футуристы.
Пикассо.
М. Дюшан. Обнаженная, спускающаяся по лестнице. Фонтан. Велосипедное колесо. 

Литература, источники:
Мишель Фуко. Живопись Дега
Орнамент и преступление.
— материя и память?

 

Лекция 3. Пулемет и киноаппарат: принудительная субъективация, рождение массы.

Пулемет, киноаппарат: принудительная субъективация, рождение массы 
Обострение национальных травм в мире как системе национальных государств. Косовский кейс — эталон трансгенерационной передачи, ее устойчивая воспроизводимость в истории. Гаврила Принцип — медиум Косовской травмы, вернувшей войну.
Объявление войны, распад устойчивых интернациональных художественных союзов, объединений и коллабораций.
Медиальность войны: Неталантливая скука германского экспрессионизма. триумф смерти, принудительная констатация культурного состояния.
Новые параметры и стратегии войны: окопы, линия фронта. Их корреляция с формами искусства.— Поль Вирильо. 
Два эксцесса эмансипации, не ставшие вирусными: дадаизм (освобождение искусства)  и сюрреализм (освобождение желания).
Тцара и Ленин играют в шахматы в Кабаре Вольтер: дадаизм в Швейцарии.
Поломка языка в негативности дада: коллаж, конструкция, сборка. Освобождение искусства в дадаизме.
Мировая сцена дада: Цюрих, Париж, Берлин, Ганновер, Кёльн, Нью-Йорк. Автономия центров, художники. Локальная специфика.
Первое оружие массового поражения (отравляющий газ: иприт, хлор). Массовая смерть и форсированная субъективация.
Рождение массы — нового агента истории. Имплозивность и поверхностные эффекты массы  — орнамент.
Рождение нового социального субъекта — человека массы, унифицированного и обезличенного. Его иконография — маркировка авангардного искусства в Европе и Штатах («Критик») Русский супрематизм, бельгийский и французский сюрреализм, метафизическая живопись ?? и немецкий экспрессионизм портретируют нового субъекта — человека без лица, единицу массы.
Источники, влияния и непрямые репрезентации новой иконографии: противогаз, дадаистская маска, манекены сюрреалистов, деформированные куклы Балмера, а также роботы — Чапек вводит их в пьесе «R.U.R.» (1920), называя этим словом не машины, а искусственно созданных людей (robota по-чешски означает «тяжёлая работа», «каторга»).
Гросс и Хартфилд — валоризация  машинного искусства Татлина.
Технологическое отчуждение — аспект состояния массы, сменившее человеческое взаимодействие в толпе 19 века — поздняя, правдоподобная и неизбежная импликация промышленной экономики. В информационной экономике она перестает действовать.
Сюрреализм. Фотографические основания (по версии Розалинд Краусс).
Проблематичное освобождение субъекта — социально детерминированное желание, невозможный автоматизм, исчезающий субъект. 

Коды / Модели / Интерпретации
Иконология Митчела
Эпистемы,  / современные методологии, способы интерпретации и сборки 

Визуальный материал:
Фотографии 1914 г., поражение ипритом, обожженный ипритом хуй, обошедший  все европейские газеты,
Балмер, Малевич, Рождественский, 

Литература, источники:
Бодрийар. В тени молчаливого большинства.
Митчелл. Иконология.
Кракауэр. Орнамент массы.

  

Лекция 4. Диалетейа: Фонтан Дюшана. Малевич, революция, конструктивизм, производственники

Диалетейа: Фонтан Дюшана.
Супрематизм и Малевич, конструктивизм, революция, производственническое искусство
Конструктивизм и баухауз. Производственное искусство.
Русский авангард до и после революции,
Татлин, Родченко, производственники.
Становление иконографии массы, дополнившей иконографию портрета без лица.
Кино — ее основной медиум. Киноглаз Вертова, Лев Манович о Вертове.
Новая пластика позирования вырабатывается вместе с распространением кино: это единственный источник, дающий крестьянину в городе образец того, как стоять, ходить, курить, разговаривать,  ухаживать за девушками, — исследование. Стэнфорд.
Спортивные парады на Красной площади.
30-е. Эйзенштейн и Рифеншталь. Критичность соцреализма и «дегенеративное искусство».
Орнаменты массы и новая тотальность у Андреаса Гурского, манипулированное фото

Детали, исчезающие с контекстом
светлое будущее, гипноз вождя 

Визуальный материал:
Киноглаз Вертова, Родченко, Татлин, Андреас Гурский. 

Литература, источники:
Лев Манович. о Вертове.
Триумф воли Лени Рифеншталь. — фрагменты.
Фрагменты Эйзенштейна

  

Лекция 5. Анаморфоз и субъект в Action Painting, Поллок, Гриндберг, Раушенберг, Джонс

Сюрреализм в Штатах, нью-йоркская школа, ее конец — и современная абстракция.
великая депрессия и черный ренессанс.
Дриппинг Поллока как анаморфоз и экспрессия субъектности.
Нью-йоркская школа и автономия субъектности: медийные репрезентации vs. персональные стратегии.
Экспрессия субъектности в дриппинге Поллока и анаморфность пятна. Поллок: Генезис аутентичного американского величия:
— прерия и фронтир — базовая модель плоского пространства — модель рецепции (и будущей репрезентации), однофакторная интерпретация американской идентичности 19 века — модель самоописания массы в 20 веке.
— детская травма нестабильности и заброшенности, Культурный контекст ее вытеснение в алкогольную зависимость, агрессию, мачизм: Великая депрессия — национальная травма. Государственная поддержка художников.
— (провинциальная этика живописи: высокие внутренние стандарты, взыскание возвышенного).
Американские регионалисты учат всех живописи.
— контексты становления: Троцкий, Гриндберг, политические аспекты мурализма и разоблачение сталинской инспирации — интернационального эстетического проекта, разочарование в легендах европейского авангарда, суггестивность тотализующих теорий (юнгианский психоанализ), адаптация метода автоматизма, …?
Action Painting vs. Color Field Painting
Альтернатива абстрактному экспрессионизму и модернистской эстетике Гриндберга: индекс и живопись: Джонс, Раушенберг 

Визуальный материал:
«Мир во времена сюрреалистов». Первая публикация: «Варьете», 1929 Офсетная печать черной краской. Размер страницы 24 × 17 см
Марсель Жан. Гороскоп. 1937 Раскрашенный манекен, гипс, карманные часы. Высота 71,1 см
Интерьер «Сюрреалистической галереи» в галерее «Искусство этого века». Проект Фредерика Кислера. Нью-Йорк, 1942
Марсель Дюшан. Шестнадцать миль шпагата. Выставка «Первые документы сюрреализма». 1942 Желатино-серебряная печать. 19,4 × 25,4 см
Вольфганг Паален. Небо осьминога. 1938 Холст, масло, фюмаж. 97 × 130 см
Джексон Поллок, Уильям Базиотис, Джером Камровски. Общая картина. 1940–1941 Холст, масло, эмаль. 48,9 × 64,8 см
Андре Массон. Ирокезский пейзаж. 1941 Бумага, тушь. 21 × 38 см
Роберто Матта. Годы страха. 1941–1942 Холст, масло. 111,7 × 142,2 см
Аршил Горки. Печень — петушиный гребень. 1944 Холст, масло. 186 × 249 см
Аршил Горки. «Как вышитый передник матери разворачивается в моей судьбе». 1944. Холст, масло. 101,6 × 114,3 см
Джексон Поллок. Один (№ 31). 1950 Негрунтованный холст, масло, эмаль. 269,5 × 530,8 см
Джексон Поллок. № 14, 1951. 1951 Холст, эмаль. 146,4 × 271,8 см
Джексон Поллок. Женщина-луна, разрезающая круг. Около 1943 Холст, масло. 106,7 × 101,6 см
Джексон Поллок. № 1. 1948 Негрунтованный холст, масло, эмаль. 172,7 × 264,2 см
Джексон Поллок. Осенний ритм. 1950 Холст, масло. 266,7 × 525,8 см
Виллем де Кунинг. Без названия. 1948–1949 Бумага, наклеенная на фанеру; эмаль, масло. 89,7 × 123,8 см
Роберт Мазеруэлл. В пять часов вечера. 1949 Картон, казеиновая краска. 38,1 × 50,8 см
Марк Ротко. № 3 / № 13 (Пурпурный, черный и зеленый на оранжевом). 1949 Холст, масло. 216,5 × 163,8 см
Франц Клайн. Кардинал. 1950 Холст, масло. 197 × 144 см
Барнетт Ньюман. Единое I. 1948 Холст, клейкая лента, масло. 69,2 × 41,2 см
Барнетт Ньюман. Vir heroicus sublimis. 1950–1951 Холст, масло. 242,2 × 541,7 см
Барнетт Ньюман. Слева: Здесь I. 1950. Гипс, окрашенное дерево. 243,8 × 67,3 × 71,8 см (без базы); справа: Дикий. 1950. Холст, масло. 243 × 4,1 см
Барнетт Ньюман. Момент. 1946. Холст, масло. 76,2 × 40,6 см
Барнетт Ньюман. Кто боится красного, желтого и синего I. 1966. Холст, масло. 190,5 × 122 см
Hans Hofmann. «Вакханалия», 1946, частное собрание
Hans Hofmann. «Идолопоклонство I», 1944
Hans Hofmann. «Экстаз», 1947
Hans Hofmann. «Помпеи», 1959, Лондон, галерея Тейт Модерн

 

Лекция 6. Интернационалы Европы, миграция поп-арта, след и сетевая размерность живописи

Интернационалы континентальной Европы.
Деконструкция картины, след, Джаспер Джонс.
Сетевое измерение современной живописи.
Поп-арт: из Британии в Штаты. 
Экзистенциализм в модернизме 40-50-х
Одиночки и группы в Европе и США. CoBrA, «Информель»,
Вызов поверхности: Миммо Ротелла, Лючио Фонтана, Альберто Бурри, Отто Пиене. Ив Кляйн.
Поверхность и глубина в экспрессионизме 50-60 гг. Асгерн Йорн, Карел Аппель, Констант, Дюбуффе, Волс, Фотрие. Джакометти, Бэкон, Мур.
Искусство в поиске оснований реальности. «Новые реалисты». Вторичная эстетическая утилизация. Корнелл, Споерри, Арман.
Дематериализация и экзистенция. Послевоенное искусство в Европе || ошеломление Гомбриха? (от дыр на холсте)? Кобра, Арт-Информель, Зеро, …
Интернационалы континентальной Европы: Кобра, Арт-информель, Леттризм, Ситуационизм. город, радикализация художественных стратегий.
Роль и внутренняя борьба ICA в Лондоне, консервативное сопротивление старой Европы.
Интуитивная версия «This is Tomorrow», из Британии в Штаты — поп-арт,  значение и знак: мимесис, упаковка, рождение иронической дистанции.
Поп-арт на Западном побережье.
Уорхол. Фабрика.
Рой Лихтенштейн. Не скрываемая ирония в сторону крутых парней — абстрактных экспрессионистов, обстебывание их ценностей (особенно Роем Лихтенштейном: зип, тетрадь и пр.)
Американский поп-арт — предъявление повседневности среднего класса.
Поп-арт и цифровая ситуация — архив следов. 

Коды / Модели / Интерпретации
Эпистемы,  / современные методологии, способы интерпретации и сборки 

Детали, исчезающие с контекстом
Глубокая заморозка — знак острой современности.
Трудно догадаться, но Кадиллак у Розенквиста писался иронически.  Все дело в том, что он не новый, и значит пафос и пыль в глаза — не от избытка денег, а на последние.
Пластик и нейлон круче натуральных материалов. Растворимый кофе вкуснее и лучше натурального. Новое чувство жизни отравляет только страх перед русскими и ядерным Армагеддоном.

 

Лекция 7. Минимализм, постминимализм, The Expanded Field

Венский акционизм. Социальная теория, 4 концептуальные доминанты.
Арте Повера в Италии. 
Минимализм: поиск основания и языка. Критика Фрида: театральность минималистской скульптуры.
Критика Морриса: объект как экран среды и рецепции. Движение к процессуальности и концептуализации, выход из белого куба.
The Expanded Field: метаморфоза объекта в расширенном поле — лэнд арт, перформанс в ландшафте.
Постминимализм, Концептуализм Кошута и Art & Language. Философия языка Витгенштейна.
Концептуализм Балдесари.
Современный постконцептуализм и пост-интернет искусство
Другие периферийные концептуализмы. 

Литература, источники:
Фрид. Театральность минимализма.
Краусс. Скульптура в расширенном поле.
…То,  что смотрит на нас.
Морис Мерло-Понти. Феноменология восприятия.
Жак Лакан. Семинары 1968 года. Четыре основных понятия психоанализа. Т. 11. глава о рассечении глаза и взгляда.
Дж. Кошут. Концептуальное искусство.
Параграфы о концептуальном искусстве.
Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат.

 

Лекция 8. Флюксус 

Флюксус: антимузейность и антиинституциональность, инновативность, предметность, технологии — и  нео-дадаистский протест.
Нам Джун Пайк, Кейдж, Штокгаузен.
Ранний Видеоарт, Расширенное кино, Янгбладт,

 

Лекция 9. Институциональная критика

От эстетики администрирования к институциональной критике: Эволюция концептуального искусства
Институциональная критика от Дюшана 16 к 68, к двум скандалам в 71-м и дальше. 

 

Лекция 10. Критическая теория

Критическая теория, феминистское искусство и ??? 3. критическая теория, феминизм и пр. :: 70-е: Лора Малви, критическая рецепция киноязыка, феминистский пересмотр истории искусства. Порнография?
Почему не было великих женщин художниц? Концептуальное искусство и феминизм 70-х и позже.

  

Лекция 11. 1970-е

1970-е
Живопись, Лондонская школа, «Картинки», новая рецепция, новая экспрессия, Новые дикие, Трансавангард. || современная реставрация.
Советский андереграунд: …  || американский андерграунд — ксерокс и перепечатка, ??
«Поколение картин» и немецкая живопись

  

Лекция 12. 1980-е

1980-е
Стена, Маги Земли, Китай-89.
Война культур: политика и эстетика в эпоху Рейгана и Тэтчер

 

Лекция 13. 1990-е

1990-е
За стеной: пост-социалистическое искусство и бывшем Советском Союзе

89-99-й
Нео-авангард Восточной Европы и Латинской Америки.

 

Лекция 14. 2000-е

2000-е
Биеннализация, нормализация и пост-колониальное искусство
Эстетика отношений и Participatory Art
Грядущий новый Голливуд или новый реализм? Нарративное видео 2000-х

 

Лекция 15. 2010-е

2010-е, перешедшие в 2020-е
Цифровые утопии / цифровые реалии: сетевое искусство, научное искусство, и цифровая политизация
Проблематизированный субъект искусства. ?
Настоящее Москвы: отображение сцены современного искусства

 

 

Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Критическая история современного искусства Сведения об образовательной организации