Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Форма произведения Сведения об образовательной организации

Преподаватель: Алексей Корси

Курс направлен на развитие формальной точности, необходимой как для работы над проектом, так и для анализа существующих произведений.

В визуальном искусстве «как» так же означает «о чем». То, как произведение сделано, напрямую определяет смысл работы. Жалкое или роскошное, грязное или блестящее, каменное или стеклянное, кривое или чуть искривленное – все эти и другие формальные качества влияют на содержание произведения.  

Рассматривая различные качества и аспекты формального языка, слушателям курса ФП будет предоставлена возможность развить способность чтения и внимательного отношения к языку формы.

 

Курс будет полезен как художникам, фотографам и видеохудожникам, так и будущим критикам и кураторам.

 

Блок 1

Язык формы

Количество слушателей - 20 мест 

Первый блок курса ФП состоит из лекций ,посвященных отдельным формальным фактам и композиционным приемам и основан на работе ВХУТЕМАС, социальной семиотике и психологии восприятия. На практической части занятия слушатели учатся чувствовать работу различных композиционных решений и их влияние на восприятие и смысл произведения.

Каждое занятие (кроме вступительного) будет состоять из 1,5 часовой лекции и 1,5 практической работы.

Для прохождения первого блока (начиная со второго занятия) на занятиях будет необходимо иметь с собой следующее оборудование: макетный нож, коврик для резки, линейку, карандаш, ножницы, пачку черной бумаги и клей-карандаш.  Для семинаров 7 и 9 потребуется дополнительный инструментарий. 

Итоговым заданием курса будет применение полученных навыков к нейтральному объекту и созданию уникального произведения в рамках курса.

 

1.         Введение (3 часа)
Знакомство со слушателями. Введение основных понятий. Типы знаков (индекс, икона, символ). Как читать произведение. Инструктаж по подбору необходимого оборудования для прохождения курса.

2.         Линия (1,5+1,5)
Как работает линия. Линия как протяженность и граница. Прямая, кривая, живая, механическая, изломанная, зигзагообразная, прерывистая, психопатическая, невротическая, виртуозная.

Практика: Композиция из одной линии
⁃            Скол
⁃            Бормотание
⁃            Взрыв 

3.         Точка (1,5+1,5)
Значение концепции точки в построении символической системы отношения с реальностью. Точка и плоскость

Практика: Композиция из одной точки.
⁃            Между точкой и линией
⁃            Между точкой и плоскостью
⁃            Между точкой и фигурой 

4.         Два элемента (1,5+1,5)
Составная композиция. Основные типы отношений между двумя и более элементами композиции.

Практика: Композиция из точки и линии
⁃            Взлет
⁃            Насилие
⁃            Взрыв 

5.         Ритм (1,5+1,5)
Ритм как механизм объединения разрозненных явлений. Метр и способность к различению. Типы ритма.

Практика: Сложносоставные композиции с использованием различных ритмов (два или более ритмов в одной композиции).
⁃            Машина
⁃            Валун
⁃            Падение 

6.         Оси (1,5+1,5)
Что такое выше/ниже, правее/левее. Вертикаль и качество. Горизонталь и время. Рамка произведения.

Практика: Сложносоставные композиции с использованием сильных сторон вертикального и горизинтоного режима произведения.
⁃            Сакральное
⁃            Природное
⁃            Человеческое 

7.         Контраст (1,5+1,5)
Контраст и витальность. Динамический диапазон и насыщенность. Материальное и нематериальное, невроз и психоз.

Практика: Для занятия понадобится дополнительно иметь с собой мягкую кисть среднего или большого размера, банку черной туши и два пластиковых стаканчика.
⁃            Подозрение
⁃            Завтрак
⁃            Ужас 

8.         Симметрия (1,5+1,5)
Симметрия как система отношения с возвышенным. Типы симметрии. Асимметрия и десимметрия.

Практика: Сложносоставные композиции с использованием различных типов симметрии
⁃            Совершенство
⁃            Нарушение
⁃            Руина 

9.         Портрет, пейзаж, натюрморт (3 часа)
Типы отношения с внешними объектами. Режимы произведения и представления. Поверхность и складка. Игра и смешение режимов отношений.

Практика: Для занятия понадобится кисть, тушь и емкости для воды. По желанию возможно использовать другие медиумы на выбор (пастель, карандаш, соус).
⁃            Мерцающий субъект
⁃            Авторитарность
⁃            Лес

10.      Объемно-пространственная композиция (1,5+1,5)
Типы объемно-пространственных композиций по типу их отношения с пространством. Фронтальная композиция.

Практика: Сложносоставные объемно-пространственные композиции (фронтальная, объемно-пространственная и пространственная).
⁃            Явление
⁃            Конфликт
⁃            Разрушение 

11.      Экспозиция (1,5+1,5)
Семиотика выставочного пространства. Музей, галерея, некоммерческий фонд. Архитектура экспозиции. Свет и выставочный дизайн.
Во второй части занятия обсуждается тема итоговой выставки 1-го блока и выдается домашнее задание. 

12.      Работа на выставкой - 1
На занятии обсуждается домашнее задание (эскизы). Определяется модальность выставки (свет, дизайн, развеска, этикетаж). 

13.      Работа над выставкой - 2
На занятии слушатели должны представить первый драфт итогового произведения. Общее обсуждение. Определяется размер, способы представления произведения, оформление. 

14.      Работа на выставкой - 3
На занятии слушатели представляют итоговое произведение, с учетом всех предшествующих комментариев. Общее обсуждение. Определяется выставочный дизайн, план экспозиции и текст к выставке. 

15.      Монтаж выставки
Монтаж экспозиции. Техника и технология производства выставки. Работа с профессиональным инструментарием.

  

Блок 2

Skills & Tools

Количество слушателей - 15 мест (минимум 3 слушателя)

Зачисление на Блок 2 возможно после окончания Блока 1 или по результатам просмотра портфолио творческих работ.

Второй блок курса ФП посвящен отношениям с профессиональным инструментарием и наработке художественных навыков (hard-skills).

Слушателям будет предложено попробовать на практике войти в профессиональные отношения с художественным инструментарием различных медиа - графики, живописи, скульптуры.

В ходе изучения традиционных техник развития навыков (упражнений) студенты получат понимание специфики и глубины профессиональной квалификации различных искусств и ремесел. Лекции приглашенных художников, посвященные становлению их профессиональной карьеры и развития их мастерства через призму их отношений с инструментами, позволят углубить понимание качественных параметров искусства.

Для прохождения второго блока на занятиях будет необходимо иметь с собой соответствующее теме занятия оборудование, обозначенное в программе. При отсутствии инструментария слушатели не будут допущены к занятиям.

  

1.         Графика - карандаш
Практика в мастерской. Традиционные техники академического рисунка
Для занятия необходимо иметь: Карандаш мягкости 8В, ластик, пачку бумаги для черчения Госзнак формата не меньше А3. 

2.         Графика - эстамп
Посещение печатной мастерской. 

3.         Графика - кисть
Практика в мастерской. Традиционные техники кистайской живописи.
Для занятия необходимо иметь: Кисть для каллиграфии или китайской живописи среднего размера из смешанного ворса, тушь жидкая, емкости для воды, лист бумаги для китайской живописи традиционного формата ( 138х69 см или два листа 100х50 см), коврик для каллиграфии из войлока. 

4.         Графика - перо
Практика в мастерской. Приглашенный лектор. Традиционные техники рисунка пером
Для занятия необходимо иметь: Перья различных размеров и профилей со съемным держателем, тушь, емкость для туши, пачку бумаги для черчения Госзнак. 

5.         Графика - сыпучие материалы
Посещение мастерской современного художника. 

6.         Живопись - акварель
Практика в мастерской. Приглашенный лектор. Традиционные техники академической живописи акварелью.
Для занятия необходимо иметь: Кисти для акварели различных размеров и жесткости, набор акварели, емкости для воды, планшет для рисования, бумажный скотч, карандаш, ластик, тряпка, пачка бумаги для черчения Госзнак. 

7.         Живопись - масло
Практика в мастерской. Изучение техники маслянной живописи.
Для занятия необходимо иметь: Кисти различных размеров и жесткости, холст на картоне формата не меньше А4, емкости для масла и растворителя, тряпка. Краски, растворитель и масло будут предоставлены на занятии. 

8.         Живопись - масло
Посещение мастерской академического живописца. 

9.         Живопись - акрил
Практика в мастерской. Изучение современных техник живописи акрилом.
Для занятия необходимо иметь: Кисти различных размеров и жесткости, холст на картоне формата не меньше А3, емкости для воды, тряпка, набор акриловых красок, скотч бумажный. 

10.      Живопись - акрил
Посещение мастерской современного художника. 

11.      Скульптура - глина и пластилин
Посещение мастерской академического скульптора. 

12.      Скульптура - литье
Практика в мастерской. Техника снятия литьевой формы с несложных объектов.
Для занятия необходимо иметь: Пластилин скульптурный, набор стеков, лист картона А4, вазелин или масло растительное, кисть. Гипс и емкости будут предоставлены на занятии. 

13.      Скульптура - дерево
Практика в мастерской. Приглашенный лектор. 

14.      Скульптура - камень
Посещение мастерской современного художника. 

15.      Скульптура - пластики и силиконы
Посещение мастерской современного художника.

Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Форма произведения Сведения об образовательной организации