Преподаватель: Борис Клюшников
Примерная программа курса "История современного искусства"
0. Историческое введение в отношения искусства и репрезентации. Искусство Веласкеса в перспективе XIX-ого и XX века.
1. Искусство и Французская Революция. От классицизма к романтизму. Жак-Луи Давид, Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Франсиско Гойя. Возникновение дискурса искусства и обновление эстетической теории.
2. Протомодернизм и формирование реализма. Гюстав Курбе, Оноре Домье. Пересечение литературного и художественного реализма. Формирование художественной критики.
3. Эдуар Мане. Возникновение современности. Проблема "нейтральности" и анализа буржуазного общества в Париже 60-ых, 70-ых годов.
4. Последователи Мане между реализмом и импрессионизмом. Эдгар Дега, Гюстав Кайботт. Реакция искусства на Парижскую Коммуну.
5. Прерафаэлиты и проблема авангарда. Уиллиам Моррис и соединение идей Маркса с искусством. Теория искусства и критика Джона Рескина. Утопические объединения художников.
6. Искусство эпохи промышленного капитализма в России. Передвижники: экономика и социальная критика.
7. Импрессионизм и пост-импрессионизм. Сезанн, Ван Гог и Гоген. Возвращение к традиционной композиции и проблема "признания", формирование символистского языка как реакция на ухудшение социальных условий художников. Пуантилизм.
8. От Сезанна к кубизму Пикассо и Брака. проблема семантики и живописной поверхности в кубизме. Манифесты кубизма.
9. Проблемы протомодернистской скульптуры. Роден и Камилла Клодель.
10. Итальянский футуризм и проблема медиа и технологий. Введение скорости и движения как категории искусства. Связь футуризма с импрессионизмом и дивизионизмом. Формирование милитаристских метафор в отношении искусства в манифестах футуризма.
11. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Кельне и Нью-Йорке. Концепции анти-искусства и связь искусства с авангардной поэзией.
12. Немецкий экспрессионизм и немецкие теории искусства раннего XX века. Политические аспекты группы "Мост".
13. Возникновение абстракции из разных источников. Исторический авангард в России. Кандинский, Малевич, Татлин, Розанова. Истоки авангарда в примитивизме группы Бубновый Валет и Ослиный Хвост. Влияние Гончаровой и Ларионова на основные проблемы художественной теории авангарда в России. Павел Филонов.
14. Раннесоветское искусство. Новые институциональные формы и развитие языка конструктивизма. Производственное искусство. Пролеткульт. Определения культурной революции в текстах Ленина и Троцкого. Искусство и революция.
15. Марсель Дюшан. Концепция реди-мэйда и изменение художественного производства. Дюшан как куратор и представитель сюрреалистического движения.
16. История выставок и идеология. Выставки Эля Лисицкого,сюрреалистическая выставка в Париже, "Дегенеративное искусство" в Мюнхене, экспозиция Федорова-Давыдова в Третьяковской галерее.
17. Сюрреалистическая революция. Политика и идея авангарда.
18. Возникновение соцреализма и контекст 30-ых годов в европейском искусстве. Различия в обращении к классическим образцам в СССР и других странах. Культурная политика между космополитизмом и империализмом в эпоху Сталина.
19. Американское искусство и документальный поворот в эпоху великой депрессии. Культурная политика 30-ых годов в США как среда для формирования послевоенного искусства США.
20. Американский абстрактный экспрессионизм.
21. Критика и продолжение американского абстрактного искусства в минимализме, концептуализме и поп-арте.
22. Послевоенное искусство Британии. Независимая группа и кураторская практика Лоуренса Эллоуэя и Ричарда Хамильтона. Возникновения ICA.
23. 50-ые годы и проблема нео-авангарда в Европе. Новые реалисты и переориентация идеи реди-мэйда.
24. Концептуальные стратегии в Латинской Америке как противодействие американскому империализму и концептуализмы Восточной Европы. Искусство Венгрии и Югославии.
25. Концептуальные стратегии в СССР. Московский романтический концептуализм.
26. Искусство коммунистического Китая эпохи Культурной Революции.
27. Лэнд-арт, видео-арт и перформанс как переход к пост-медиальному состоянию.
28. Ситуационистский интернационал.
29. Возникновение кураторства - первые кураторские проекты концептуализма и минимализма. Практики Кинастона Макшайна, Люси Липпард, Гаральда Зеемана.
30. Искусство 70-ых годов и феминизм в Америке и Европе. Политизация искусства и обращение к агитпропу. Выставка Pictures Дагласа Кримпа.
31. Формирование и расширение минимализма и концептуализма в конце 70-ых, начале 80-ых годов. Искусство диаспор и проблема постколониальности. Институциональная критика. Скульптура в расширенном поле.
32. Симуляционизм и апроприация.
33. Рецепция дадаизма в Китае после Культурной Революции. Выставка авангардистов в Пекине 89-года.
34. Мир искусства накануне 90-ых годов. "Маги Земли", биеннале в Сиднее, репрезентация африканского искусства, аукцион Сотбис в СССР.
35. Истоки современного искусства глобального финансового капитализма. Международный язык на базе концептуализмов. "Эффект" Кабакова, искусство Ай Вэй Вэя.
36. От белого куба к блэк бокс. Видео-эссеизм как основа нового кураторского нарратива. Выставки Катрин Давид, работы Харуна Фароки, Криса Маркера и Урсулы Биман для выставок.
37. Реляционная эстетика и перформативность в 90-ые годы. Проектная логика и дистрибуция как художественные темы. Вопрос о трудовых отношениях.
38. Деколониальный эстезис в работах Ти-Джей Демоса и в практике Окуи Энвезора. Взгляд на Азию в проектах Ханса Улириха Обриста.
39. Нет-Арт, медиа-активизм. Интернет и критическое искусство. Киберфеминизм и тактические медиа.
40. Искусство 2000-ых годов - реконструкции и ре-энактменты, обращение к архиву и призракологии. Социальный и педагогический поворот в новом институционализме. Практики Марии Линд, Чарльза Эше и Пола О'Нила.
41. Спекулятивные философии и искусство 2010 годов. Каролин Кристоф-Бакарджиев. Политизация категории weird и магического реализма в 2010-ые.