Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Операторское мастерство и основы монтажа Сведения об образовательной организации

Программа курса «Операторское мастерство и основы монтажа»
Преподаватель: Евгений Бурак

2 учебных семестра ( 15 занятий в 1 семестр)
1 занятие в неделю
1 занятие – 4 академических часа

Цель курса: Обучение студентов современным принципам работы с видео изображением и обращением со специализированным киносъемочным оборудованием, а также освоение базовых навыков монтажа.


I СЕМЕСТР

Занятие №1

  1. Знакомство.

  2. Истоки становления кино и видео как искусства.

  3. Появление и эволюция киносъемочного оборудования от начала века до нашего времени

  4. Различие и история появления профессий: оператор-постановщик, телеоператор,     видеограф, оператор документального кино, видеохудожник и другие.

  5. Вводный экскурс в смежные цеха и профессии для всех типов видеопроизводства.

 Занятие №2

  1. Обзор актуальных камер для съемки видео

  2. Сходства и различия современного фото и видео оборудования

  3. Пересечение ключевых принципов фотографирования и работы с видео

  4. Формат видеокадра. История, тех.особенности и способ воздействия на зрителя

  5. Особенности съемки на видеокамеру, на кинокамеру, на кинопленку, на фотоаппарат, на телефон.

  6. Ключевые бренды на рынке видео оборудования (Canon, Sony, Panasonic, Blackmagic, RED, ARRI)

  7. Работа с ренталами

Занятие №3

  1. Работа в программе Adobe Premiere
  2. Обзор интерфейса и основных модулей
  3. Импорт материалов в проект
  4. Работа с proxy
  5. Обзор основных инструментов
  6. Работа с тайм-линией
  7. Экспорт из Adobe Premiere

Занятие №4

  1. Методология отбора материала под монтаж
  2. Цветовая маркировка
  3. Базовая работа со звуком
  4. Базовая работа с цветом и цветовыми профилями
  5. Некоторые эффекты из раздела Effects
  6. Поиск внутри программы и hot keys

Занятие №5

  1. Оптика для видеосъемки (фото оптика, кино оптика, старая пленочная оптика)
  2. Оптика японская, европейская, советская и китайская 
  3. Сферическая и анаморфотная оптика
  4. Ручная и автоматическая фокусировка и сферы их применения
  5. Технический инструментарий оператора (30% профессии)
  6. Творческий инструментарий оператора   (70% профессии)

Занятие №6

  1. Ключевые понятия и термины видеопроизводства (план, кадр, дубль и прочее)
  2. Композиция движущегося изображения
  3. Виды крупностей в кадре и их монтажное сочетание
  4. Точка съемки, ракурс, разбивка планов по глубине, негативное пространство кадра

 Занятие №7

  1. Глубина пространства на плоском двухмерном экране
  2. Влияние ракурса на психологию кадра
  3. Влияние фокусного расстояния на восприятие зрителя
  4. Фокус-пуллинг как инструмент управления вниманием

Занятие №8       

  1. Выдержка при видеосъемке и виды ее маркировки
  2. Global и Rolling Shutter
  3. Нейтральная фильтрация
  4. Замедленная съемка и оборудование для нее
  5. Светочувствительность для на кинокамерах
  6. Камеры с Dual Iso

Занятие №9

  1. Форматы и кодеки, фреймрейт
  2. Битрейт и типы сжатия
  3. Цветовая субдискретизация
  4. Съемка в LOG формате
  5. RAW формат в видео

Занятие №10

  1. Типы осветительных приборов по форм-фактору (прожектор, панель, трубка и пр.)
  2. Типы осветительных приборов по лампам (Halogen, Fluorescent, HMI, LED)
  3. Современные недорогие LED приборы (D, T, Bi-color, RGB) 
  4. Понятие CRI
  5. Простые осветительные приборы своими руками

Занятие №11

  1. Свет как главный инструмент оператора
  2. Понятие «Key light»
  3. Типы света в кадре (рисунок, заполнение, контровой, моделирующий, эффектный)
  4. Работа с естественным светом
  5. Работа со смешанным светом

Занятие №12

  1. Модификаторы света профессиональные (фрост-рамы, химеры, флаги и прочее)
  2. Простые модификаторы света своими руками
  3. Фильтрация света и диммирование
  4. Закон обратных квадратов
  5. Соотношение размера и расстояния источника света к его «мягкости»
  6. Различные способы крепежа света (Grip)
  7. Работа с осветителем (гафером)

 Занятие №13

  1. Монтажная фраза
  2. Монтажное мышление
  3. 10 заповедей монтажа по Соколову и можно ли их нарушать
  4. Разбор монтажных решений на примере сцен из фильмов
  5. Длина плана и его драматургическое обоснование
  6. Специальные приемы монтажа (Jump Cut, Match cut и т.д.)
  7. Ритм в монтаже

Занятие №14

  1. Эффект Кулешова
  2. Типы склеек и эффектные склейки
  3. Однокадровая съемка. Зачем она нужна и как спланировать (примеры)
  4. Внутрикадровый монтаж
  5. Параллельный и перекрестный монтаж
  6. Объективная и субъективная камеры. Точка наблюдателя за кадром

Занятие №15  Разбор домашних заданий и персональных проектов.

 

II СЕМЕСТР

Занятие №1

  1. Стабилизация камеры.  Штатив
  2. Съемка со слайдера или тележки
  3. Электронный гимбал
  4. Стедикам и его отличия от электронного стабилизатора
  5. Съемка с рук, с плеча, с упора, easy rig.
  6. Съемка с дрона
  7. Специальные средства (краны, тросы, spidercam, motion control)

Занятие №2

  1. Драматургия света
  2. Рассеивание света с помощью нескольких диффузионных преград
  3. Разбор нескольких сцен по свету из известных фильмов или клипов
  4. Динамический свет и световые эффекты
  5. Фильтры эффектные
  6. Баланс белого

 Занятие №3

  1. Драматургия движения камеры
  2. Типы движения камеры (tilt, pan, trucking, dolly, zoom, crane)
  3. Съемка панорам
  4. «Живая» камера и ее имитация в монтажной программе
  5. Когда оправдана динамичная камера, а когда нужна жестко «пришитая» к штативу
  6. Специальные приемы с движением (Dolly-zoom, Arc shot, Crash Zoom, Whip Pan)

Занятие №4

  1. Экспонометрия
  2. Динамический диапазон
  3. Работа с тенями и светами в кадре (пересвет, недосвет и клиппинг)
  4. Принцип ETTR при LOG съемке
  5. Basic ISO и Dual ISO на современных камерах
  6. Замер экспозиции с помощью False color и других инструментов

Занятие №5

  1. Ключевые элементы любого изображения
  2. Фактура
  3. Цвет
  4. Форма
  5. Линия
  6. Съемка чб  (базовые принципы и частые ошибки)

 Занятие №6

  1. Семиотика кино
  2. Киноязык на примере известных кинорежиссеров и анализ их почерка
  3. Цвет, его состав и влияние на психологию кадра (худпостхудкостсветцветокор)
  4. Силуэтное решение кадра
  5. Отражающие, преломляющие и полупрозрачные среды в кадре

Занятие №7

  1. Базовая работа со звуком
  2. Мониторинг уровня записи и 32bit float recording
  3. Типы микрофонов и сферы их применения
  4. Работа с аудио рекодером
  5. Работа с петличным микрофоном и с пушкой
  6. Типы синхронизации видео и звука (хлопушка, timecode, pluraleyes)
  7. Музыка, которая слишком много на себя берет, или как подбирать ее правильно

Занятие №8

  1. Особенности работы с документальным материалом (фильм, репортаж, событие)
  2. Психология работы с обычными людьми в кадре
  3. Сложности работы малой группой или в одиночку
  4. Юридические нюансы при съемке документальных сюжетов
  5. Оборудование, которое большего всего подходит для «дока»
  6. Почему можно простить плохое изображение, но нельзя простить плохой звук
  7. Краткий обзор и анализ нескольких документальных фильмов

Занятие №9

  1. Съемка интервью или диалога
  2. Что такое «ось» и как её не нарушать
  3. Типичная конфигурация камер для съемки интервью или подкаста
  4. Классическая световая схема для съемки интервью

Занятие №10

  1. Современный видеоарт и анализ нескольких примеров
  2. Музыкальные клипы как жанр без правил
  3. Разбор и анализ лучших представителей жанра муз.видео
  4. Рекламные ролики как искусство
  5. Рекламные ролики как ремесло
  6. Конфликт «темного операторского изображения» и «светлой рекламной картинки»

Занятие №11

  1. Стадии проекта от идеи до финального рендера
  2. Изыскание и анализ собственных ресурсов
  3. Предварительный подбор музыки или саунд дизайна
  4. Мудборд, референсы и синематик (Ref.video  refsee.com  pinterest CineTracer)
  5. Скаутинг и прешут (Cadrage App)
  6. Раскадровки и блокинг (Shot designer и Storyboards App)
  7. Тесты нового оборудования
  8. Где брать вдохновение

 Занятие №12

  1. Особенности съемки портрета
  2. Что такое комплиментарный свет
  3. Разница в работе с женским и мужским портретом
  4. Классическое фокусное расстояние для съемки портрета и отхождение от правил
  5. Принцип теневой стороны

 Занятие №13

  1. Особенности съемки на натуре
  2. Съемка в «режим» (золотой час)
  3. Съемка в городской среде
  4. Проблема «мерцающего» освещения
  5. Съемка зимой в короткий световой день
  6. Съемка под водой
  7. Проблема переменной облачности при монтаже и при съемке
  8. Программы Sunseeker и Sun surveyor для определения положения солнца

Занятие №14

  1. Специальные эффекты и приемы для видеосъемки
  2. Использование нестандартной оптики (супертеле, lensbaby, petzval, оптика laowa)
  3. Использование насадок и спец. фильтров  (зональная линза, призмы, жидкости)
  4. Съемка POV
  5. Cъемка Timelapse
  6. Использование hazer, обычной дым машины, а также натурных дымов
  7. Наложение пленочного зерна, глитчей и различных текстур на посте.

Занятие №15

  1. Визуальное повествование (рассказ истории без слов)
  2. Создание напряжения и саспенса в кадре
  3. Основы трехактной структуры сценария
  4. Подчинение жанра визуальному контексту и, наоборот, нарушение канонов
  5. Умение работать с заданным хронометражом и отсечением лишнего
  6. Почему главный кинофестиваль страны называется «Короче» 
  7. Арка героя

Задания I СЕМЕСТРА: 

1. МОНТАЖНАЯ ФРАЗА

Задание на монтажное мышление и ассоциативный ряд. Необходимо снять от пяти до семи кадров, не имеющих между собой никаких общих сущностей, но чтобы вместе они выстраивались в единое и цельное высказывание.  ( В кадре не должны повторяться ни люди, ни локации, ни вещи, ни звуки)  Качество съемки видео и звука глобального значения не имеет.  Хронометраж от 30 до 90 секунд.

 

2. ПОРТРЕТ-НАБЛЮДЕНИЕ

Документальная фиксация человека на протяжении произвольного отрезка времени. Задание подразумевает съемку знакомого вам человека. Это может быть проживание вместе с ним какого-то события, от простого похода в магазин до волнительной встречи со старым другом. Это может быть ваша бабушка, которая чистит картошку, или знакомый курьер из службы доставки. Не рекомендуется делать большой акцент на интервью в камеру. Нежелательно использовать закадровую музыку. В финальном ролике ожидается разнообразное решение по съемке крупностей и их взаимное сочетание друг с другом. Разрешается и приветствуется использование дополнительного освещения в кадре, если есть такая возможность. Хронометраж до 3 минут.

 

3. ЭТЮД-НАСТРОЕНИЕ

Передача заданного настроения или состояния с помощью выразительных приемов видеосъемки. Студентом заранее выбирается и продумывается любое «настроение», или «состояние». Это может быть: грусть, печаль, радость, возбуждение, гнев, агония, эйфория и так далее. Этюд подразумевает постановочную работу с кадром.  В кадре может быть человек, либо какой-то набор предметов, передающий заданное настроение.  Приветствуется работа со светом, работа с наполнением кадра и с деталями в кадре. Поощряются силуэтные кадры, работа с отражением, крупные портретные планы и кадры с деталями. Возможна, но не обязательна закадровая музыка. Полезным будет заготовка схематической раскадровки перед началом выполнения задания. Желательно использование оптики с различными фокусными расстояниями. Идеально, если в работе будут использованы все основные типы планов по крупностям. Хронометраж 2-5 минут



Задания II СЕМЕСТРА:

1. КОПИЯ СЦЕНЫ ИЗ ФИЛЬМА ИЛИ КЛИПА

Студентом выбирается простая сцена из любого художественного видео произведения. (Фильм, Клип, Видеоарт). Это может быть простая диалоговая сцена между двумя персонажами, либо какая-то выразительная история с одним героем. Задача максимально повторить выбранную сцену по свету, по действию актера, по монтажным стыкам и по движению камеры. Звук можно использовать из копируемого фрагмента, либо записать самому.  Минимум 7-10 кадров. Хронометраж желательно до 3-4 минут.

 

2. ОДНОКАДРОВАЯ ИСТОРИЯ

Разработка, планирование и реализация истории, снятой одним кадром. Сюжет любой, без особых претензий. Важно грамотное использование внутрикадрового монтажа. Камера ручная, либо на стабилизаторе. При  хорошо продуманной истории может быть использован обычный штатив.  Приветствуется работа со светом в интерьере, но может быть и натурная локация. Музыка по желанию. Хронометраж 2-5 минут.

 

3. БЕЗДИАЛОГОВЫЙ ФИЛЬМ

История, рассказанная без слов. Студентом разрабатывается небольшая история, которая будет реализована исключительно средствами визуального повествования. Важно сгенерировать такую сценарную конструкцию, где герой пройдет свой путь от начала до конца без необходимости говорить. Приветствуется максимальное использование всего имеющегося видео инструментария и наличие продуманных монтажных решений. Закадровая музыка допустима. Хронометраж 2-5 минут.

Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Операторское мастерство и основы монтажа Сведения об образовательной организации