Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Факультатив в рамках практикума "Проектная фотография" Сведения об образовательной организации

Факультатив в рамках мастерской «Проектная фотография»
Преподаватели: Владислав Ефимов, Мария Бавыкина, Екатерина Селезнёва

Факультатив предполагает введение студентов в основную фотографическую проблематику. Темы, цели и задачи современной фотографической деятельности рассматриваются в применении к области современного искусства, где фотография выступает как самостоятельный вид художественной деятельности, так и в качестве вспомогательного средства. Рассматриваемые на факультативе смысловые проблемы и способы практического их разрешения помогут студентам создать художественные проекты, работать коллективно и индивидуально для производства выставок в рамках основных занятий курса проектной фотографии.

Разбор выполненных упражнений по темам происходит коллективно, с участием всего факультатива и его преподавателей. 

Факультатив работает параллельно с мастерской «Проектная фотография».

 Схема. Факультатив в рамках практикума Проектная фотография

План работы факультатива на 1 семестр

Общее направление 1 семестра – ГЕРОЙ

ГЕРОЙ –– пространство

ГЕРОЙ –– человек

ГЕРОЙ –– объект

 

1. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ

Осмысление пространства, таких его качеств, как протяженность и трехмерность – предмет первой темы практического факультатива направления проектной фотографии. Ландшафт, с помощью методов оптического проецирования укладывающий свою глубину на плоскость фотоизображения, показывает свою наполненность геометрическими элементами и способность поддаться художественному анализу. 

Тема раскрывает работу фотографа с разными типами пространств: внешним, внутренним, архитектурным, смоделированном или реально существующим. Рассмотрение методов работы ведется с точки зрения применимости фотографической практики к целям и задачам современного искусства. 

Практическая часть факультатива даст студентам возможность изучить на практике технологии и способы современной фотографии, выстроить отношения с пространством и внедриться в историко-культурный, геометрический и концептуальный контекст современных методов фотографического описания реальности. 

Целью и задачей освоения темы является художественный проект, осмысляющий как сам феномен существования пространства, так и применимость его качеств к полю деятельности современного художника.

 

2. ОБЪЕКТНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Натюрморт, утратив в современном смысловом поле аллегорическое применение, приобрел новую значимость и стал способен вступать в отношения с понятиями вне рамок предметного мира. Художественные послания, говорящие на языке предметов, имеют важное значение и для осмысления проблемы телесности в целом. Предмет, находящийся рядом с человеком неминуемо спроектирован для общения с телом. Поэтому в предметную тему включается и тело, как равнозначная с ними поверхность, пригодная для проекций художественных смыслов.

Художественные проекты, построенные с использованием предметов, изучают вещи как сами по себе, так и используют их в виде единиц информации на фотографиях. Создается новый язык для построения историй и анализа сложных отношений человека и предмета. 

Практика предполагает работу в студии, освоение необходимых для раскрытия этой темы методов фотографирования и анализ применения изображений «вещей» к практике инсталляции.

 

3. ПОРТРЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Тема отмирания «старого» и появление «нового» типа человека занимает центральное место в истории искусства ХХ века. Сложный внутренний мир персонажа, представленный как собирательный художественный образ, заменяется на моментальное изображение, характеризующее портретируемого с точки зрения множественности смыслов, определяющих его в контексте развития.

Главным героем является человек как объект фотографического исследования – его жизнь, судьба, социальные и гендерные роли. Методы фотографии дают художнику широкий спектр возможностей – от подчеркнуто дистанцированной фотофиксации до конструирования обобщенных образов и вымышленных персонажей, которыми могут являться как приглашенные модели, так и сами авторы.

Практика предполагает студийную работу, изучение необходимых для раскрытия темы способов фотографирования и анализ применения «портретов» к задачам современного искусства.

 

План работы факультатива 2 на семестр

Общее направление 2 семестра – ДИАЛОГ 

ДИАЛОГ –– с пространством

ДИАЛОГ –– с телом

ДИАЛОГ –– с архивом

ДИАЛОГ –– со зрителем

ДИАЛОГ –– с фотографией

 

4. ФОТОГРАФИЯ И ТЕЛО, ПЕРФОРМАТИВНАЯ ФОТОГРАФИЯ 

Тело человека, такое важное и особенное для каждого из нас, в современном искусстве рассматривается как поверхность для отображения сконструированного художником образа. Образ, созданный на этой поверхности умелыми манипуляциями автора, начинает нести в себе смыслы, затрагивающие каждого обладателя тела. Эти вопросы, в том числе и вопросы отстраненного, сконструированного с помощью продвижения идеи «телесности» видения, приводят к анализу тела как ландшафта, набору топологически связанных криволинейных поверхностей, смысл которых заключен в их возможности трансформироваться в не телесные формы.

Практика касается как задач документации перформативных действий, так и разработку самих перформансов, сценариев и постановок. 

 

5. ФОТОГРАФИЯ В АРХИВЕ 

Фотография, как медиум, работающий с короткими интервалами времени, тем не менее включается в процесс построения концептуальных, исторических рядов в силу возможности накапливать отдельные, атомарные факты. Сюжетные линии, развивающиеся во времени, относятся как к историческому пространству, так и более сжато – к пространству фотографического языка. Анализируя сложившиеся архивы и накапливая новые, мы можем связать нашу фотографическую практику с концептуальной деятельностью, где само понятие «архив» имеет огромное значение.

Включение понимания проблемы времени в художественную работу показывает необходимость архива.

Практические занятия предполагают использование методов реконструкции и фальсификации изображений, осмысление архивного и музейного пространств и  включение в архив элементов, сделанных для его оформления и дополнения художественными деталями.

 

6. ПРОСТРАНСТВО ФОТОГРАФИИ

Фотография в современном художественном поле испытывает влияния сил, исходящих от других типов отображения реальности. С самого начала являясь больше техническим, чем творческим механизмом, фотография зависима и испытывает все большую недостаточность собственного, хотя и развитого, языка. Влияя с помощью научной точности и «документальности» на развитие других технологий (скульптура, живопись, музыка) она сама легко поддается дополнению со стороны жанров, актуальность которых не пытается оспаривать. Эти «слабые» ее позиции приводят к вынужденному, большему взаимодействию с объективным художественным пространством, порождая инсталляции и «жизнеспособные» сочетания. Эти гибриды необходимо изучать для продвижения как собственного фотографического синтеза, так и для удовольствия создавать перекрестные связи и выводить новые формы искусства.

Практика предполагает проработку вопросов существования изображения в пространстве и назначение реальности качеств «фона» для развивающейся фотографической последовательности.

 

Творческий состав факультатива:

Владислав Ефимов – руководитель факультатива и мастерской  «Проектная фотография»; 

Мария Бавыкина, выпускница ШР – режиссер, художник, куратор, преподаватель. Выпускница режиссерского и сценарно-киноведческого факультетов ВГИК им. С.А. Герасимова и Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко. Работает с видео и перформансом. Сотрудничала с музеями и выставочными пространствами, галереями, среди которых Государственный музей архитектуры им. Щусева, фонд In Artibus, Maxim Boxer Gallery в качестве видеохудожника на выставочных проектах. Участница международных кинофестивалей. Разрабатывает образовательные программы, основанные на применении опыта драматургии и режиссуры в работе над художественным проектом. 

Екатерина Селезнева, выпускница ШР – художница, профессиональный фотограф и автор образовательных программ. Работает с визуальными медиа и инсталляцией, использует фотографию, объекты, видео и звук. Ключевой вопрос исследования связан с нестабильностью визуального образа и местом человека в современном медиапространстве. Ее интересы также лежат в области изучения гибкой природы коллективной памяти. В настоящее время работает над проектами, исследующими двойную роль архива как свидетельства и источника мифов. Окончила Школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. Реализовала несколько проектов в сотрудничестве с музеями, различными галереями и самоорганизованными инициативами. Принимала участие в ярмарках современного искусства, среди которых Blazar (2022, Cosmoscow (2021) и Photo Kyiv Fair (2018). Работы находятся в частных коллекциях в России и Европе. Автор курсов и лекций по современному искусству и проектной фотографии. Преподаватель в Школе фотографии и мультимедиа имени Родченко, Высшей школе «Среда обучения» и частных образовательных инициативах. 

Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Факультатив в рамках практикума "Проектная фотография" Сведения об образовательной организации