Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Исследовательский семинар: что может психоанализ сказать об искусстве? Сведения об образовательной организации

Преподаватель: Глеб Напреенко

Исследовательский семинар: что может психоанализ сказать об искусстве?

 

Курс рассчитан на чтение и обсуждение текстов по теории психоанализа (а также некоторые смежные с ней тексты) и поиск и обсуждение участниками явлений искусства, резонирующих с теми или иными прочитанными текстами. 

Ориентирован в первую очередь на студентов 2 курса (или, по крайней мере, уже прошедших какой-то курс обучения), но могут посещать все студенты.

Курс не является обязательным и предполагает личную заинтерсованность участников.

 

В описании я привожу 8 ориентировочных тем с 8 ориентировочными блоками текстов, каждая тема занимает не меньше 1 занятия (но сколько точно, будет зависеть от хода работы)

 

1. Сублимация? К вопросу об объекте культуры.

Ключевое фрейдовское понятие о культурных ценностях – «сублимация» -- отсылает к проблеме «возвышения», «возвышенного». В центре сублимации -- проблема объекта влечения как объекта-нехватки, объекта утраченного и невосстановимого, которую подробно анализирует Лакан в своем семинаре об «Этике». Но можно ли говорить о сублимации, когда для субъекта эта первоутрата объекта не символизирована? В своих поздних семинарах Лакан пересматривает проблему сублимации, отходя от этого фрейдовского концепта и обращаясь к примеру Джеймса Джойса, в центре творческой активности которого стоит не идеал и не первоутраченный объект, но письмо.

Литература: 

Зигмунд Фрейд «Жуткое».

Фрагменты из 7 семинара «Этика психоанализа» Жака Лакана

Статья Хэла Фостера о сюрреалистах и Альберто Джакометти из книги «Искусство с 1900 года».

 

2. Влечение и буква

Во фрейдовском учении можно выделить две стороны: вопрос о деятельности бессознательного на уровне шифровки и записи, и вопрос о сексуальности и влечениях. Две эти стороны -- бессознательное и влечение -- сплетаются, позволяя ставить вопрос как о динамике сексуальности, так и о бессмысленном травматическом следе. Итак, какую роль играет материальность буквы в сексуальном, в реальности тела? Какой свет это способно пролить на культуру человеческой памяти?

Литература: 

Зигмунд Фрейд. 1 глава «Психопатологии обыденной жизни» (О забывании имени Синьорелли). «Заметка о волшебном блокноте»

«Из истории одного детского невроза. (Случай Человека-Волка)»

Жак Лакан "Имена отца"

Терри де Дюв «Марсель Дюшан. Живописный номинализм».

 

3. Символическое / Социальное?

Слово, несущее смысл; социальные отношения, этот смысл активирующие; и буква как атом записи: какие отношения между выстраиваются между ними в оптике психоанализа и что они могут нам сказать об искусстве?

Литература: 

Фрейд «О противоположном смысле первых слов», «Мотив выбора ларца»

Отрывки из семинара «Изнанка психоанализа» Жака Лакана

Мишель Тевоз «Искусство как недоразумение»

Джудит Батлер «Имитация и гендерное неподчинение»

Фуко «Слова и вещи» (введение)

 

4. Этика. Как идеалы берут нас за живое?

Закон, идеал, благо -- эти ключевые понятия этики психоанализ подвергает радикальному пересмотру, сплетая закон с желанием и обнаруживая в паре к благу и идеалу те бездны бессмысленного, которые они прикрывают. Ключевое фрейдовское понятие тут -- Сверх-Я, беззаконная форма бытования закона, моральный императив, оборачивающийся безжалостным произволом. Разбор этого понятия необходим для понимания фрейдовской проблематики «болезни культуры». Какую же роль играют все-таки идеалы и вера по отношению к этой болезни, в какой мере способны они ее лечить?

Литература (на русском языке): 

Зигмунд Фрейд «Недовольство культурой», 

фрагменты из семинаров «Работы Фрейда по технике психоанализа» и «Этика психоанализа» Жака Лакана, 

Мишель Фуко, Мишель Перро, Ж.-П. Барру «Око власти».

 

5. Взгляд как причина желания

Жак Лакан. Семинар «Тревога», главы 16, 17 и 24.

 

6. Существует ли пол?

Речь пойдет об открытии психоанализом фаллоцентризма культуры и о том, как фаллическое прикрывает собой проблему полового различия как того, что сопротивляется унификации. Ключевым здесь становится вопрос о женском как о том, что задается по отношению к фаллическому, но не сводится полностью к этому отношению.

Литература (на русском языке): 

Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ. Лекция 33. Женственность», 

Жоан Ривьер «Женственность как маскарад», 

фрагменты из семинара «Ещё» Жака Лакана, 

Розалинда Краусс «Холостяки».

 

7. И все же любовь.

О любви говорить, пожалуй, еще сложнее, чем о сексуальности. Фрейд обнаруживает несоответствие между половым вопросом и любовью как один из ключевых источников подчас мучительного субъективного расщепления, -- но можно ли сказать, что любовь лишь прикрывает и интерпретирует реальность пола? Ведь в любви самой есть нечто, противящееся интерпретации.

Литература (на русском языке): 

Зигмунд Фрейд «Об унижении любовной жизни», 

«Заметки о любви в переносе», 

фрагменты из семинаров «Перенос» и «Ещё» Жака Лакана, 

Ролан Барт “Фрагменты любовной речи”.

 

8. К вопросу о современной культуре. Мир после сексуальной революции?

Психоанализ зародился в эпоху до сексуальной революции -- и в изрядной мере именно некоторые, нередко превратно понятые, идеи психоанализа стали частью идеологии этой важнейшей культурной перемены. Как теперь, в свою очередь, психоанализ способен прокомментировать ее социальные и политические последствия?

Литература (на русском языке): 

Глеб Напреенко «На краю социального».

Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Исследовательский семинар: что может психоанализ сказать об искусстве? Сведения об образовательной организации