Программа курса «Введение в звук»
Преподаватель: Олег Макаров
Первичная запись и обработка, монтаж звука на видео, пространственный звук.
Теория и практика.
30 занятий (два семестра по 15 занятий с промежуточным зачетом)
1-й семестр
-
Введение. Цели и задачи курса. Физические свойства звука. Распространение звуковых волн. Практическое применение знаний о распространении звуковых волн при осуществлении звукозаписи. Концентрация внимания на звуковых событиях в окружающей среде. Акустические свойства помещений и открытых пространств. Практическое применение знаний об акустических свойствах пространств при осуществлении звукозаписи.
-
Основные принципы аналоговой и цифровой звукозаписи. Цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразования. Основные форматы цифровой звукозаписи. Начало работы в звуковом редакторе. Настройка уровней записи, мониторинга и воспроизведения. Первичная запись звука.
-
Принцип работы микрофона. Типы микрофонов и области их применения при записи в студии и на площадке.
-
Микшерный пульт: принцип работы, структура каналов, сведение уровней из различных источников в реальном времени, особенности работы с микрофонными и линейными входами, простое панорамирование. Использование микшерного пульта в звукозаписи.
-
Многодорожечная запись. Применение нескольких треков при записи из одного источника. Сохранение проектов, экспорт в звуковой файл, организация работы с файлами и проектами.
-
Многодорожечная запись из различных источников. Первичный монтаж. Сведение уровней.
-
Спектральный анализ. Частотные составляющие звука. Эквалайзер. Эквализация как способ создания виртуального положения источника звука в пространстве.
-
Реверберация. Применение искусственной реверберации при звукоусилении и обработке звукозаписей.
-
Динамический диапазон. Средства динамической обработки звука.
-
Мастеринг. Особенности экспорта проекта для различных ситуаций демонстрации (публичный показ в аудитории, на концертной площадке, в галерее, публикация в интернет).
-
Шумоподавление. Очистка записи от фоновых шумов. Снятие спектрального отпечатка шума с последующим изъятием из фонограммы. Коррекция искажений, возникающих при удалении шумов.
-
Звуковые эффекты - delay, chorus, ring modulation и другие. Творческое использование звуковых эффектов и их сочетаний.
-
Звуковые планы. Формирование звуковой картины. Фоновые шумы. Маскировка шумов. Наложение фоновой музыки.
-
Запись шумов. Имитация различных шумов в бытовых условиях. Использование различных типов микрофонов при записи шумов.
-
Демонстрация и обсуждение практических работ. Зачет.
2-й семестр
-
Озвучивание видео: основные принципы. Особенности одновременной записи звука и видео на площадке. Способы синхронизации звука и видео.
-
Использование фонограммы с площадки при монтаже фонограммы для видеоролика. Переозвучивание неудачных фрагментов и сведение.
-
Работа с пространством. Простая двухканальная стерео панорама. Связь звукового пространства с визуальным через озвучивание видео.
-
Полевые записи. Способы и приемы записи звуков в различных локациях как творческий метод.
-
Работа с полевыми записями. Составление собственных шумовых библиотек.
-
Создание звуковых заставок, переходов, джинглов.
-
Мастеринг, экспорт и наложение готовой фонограммы на видео.
-
Многоканальный пространственный звук. Технологии многоканального пространственного звука. Системы передачи многоканальных звуковых потоков, системы записи и воспроизведения.
-
Бинауральный пространственный звук. Бинауральные микрофоны, работа с бинауральными фонограммами, особенности создания и редактирования бинаурального звукового поля. Способы виртуализации многоканального пространственного звука в бинауральный.
-
Организация проекта при создании многоканальной фонограммы.
-
Несинхронные пространственные звуковые скульптуры. Использование несинхронизированных источников звука, расположенных в пространстве.
-
Синхронные пространственные звуковые скульптуры. Создание эффекта перемещения звука в пространстве вокруг слушателя.
-
Способы использования источников звука внутри пространственной звуковой системы. Общее звуковое поле и точечные источники звука.
-
Работа с пространством через задержки и обработки одного источника. Создание пространственного объема и эффектов.
-
Демонстрация и обсуждение практических работ. Зачет за курс.
Практические работы
1-й семестр
-
Запись любыми доступными средствами (смартфон, диктофон и тп) произвольного текста, произносимого каждый раз с примерно одинаковой интонацией и громкостью, продолжительностью не более минуты в трех вариантах - с расстояния менее 1 метра до микрофона, 3 метра и 6 и более метров. По желанию тот же текст можно записать из соседнего помещения, спиной к микрофону, через препятствие, и тд - в как можно более разнообразных ситуациях. Задача - сравнить записи и проанализировать как меняется записанный звук в зависимости от расстояния до микрофона и его расположения в пространстве.
-
Запись с одного источника на одну дорожку и первичный монтаж простой фонограммы. Запись произвольного текста продолжительностью звучания 3 - 5 минут, несколько дублей. Нарезка и выбор фрагментов из дублей. Задача - запись и монтаж текста, вырезание запинок, оговорок.
-
Текстово-звуковая композиция (аудиоспектакль). За основу берется текст из предыдущего задания. По желанию можно записать новый. Задача - сведение записанного текста с подобранными шумами и музыкой, создание звуковой композиции. Отрабатываются все базовые техники работы со звуком - эквализация, динамическая обработка, реверберация, сведение, мастеринг и тп.
-
Шумоподавление. Работа над заведомо некачественной фонограммой с целью улучшения разборчивости текст и/или психологического воздействия на слушателя.
2-й семестр
-
Озвучка видео (динамичный короткометражный мультфильм, продолжительностью не более 3 минут). Задача - альтернативная озвучка. Оригинальный саундтрек удаляется. Под каждое событие в кадре подставить произвольные звуки с учетом характера события, соблюдать динамику движения в пространстве (право-лево, в кадре/за кадром и тп) , характер персонажа/объекта (большой/маленький, легкий/тяжелый и тп). Все локации озвучить соответствующими фонами. По желанию подобрать музыку, сделать джинглы, переходы.
-
Несинхронная пространственная звуковая скульптура. (Фонограмма для не менее 8 рассинхронизированных источников звука, расположенных в пространстве)
-
Синхронная пространственная звуковая скульптура. (Фонограмма для 4-х или 8-канальной акустической системы с применением эффектов перемещения звука вокруг слушателя, объемных фонов и точечного использования АС)
Зачет и оценки за курс выставляются по результатам создания практических работ.