Семинар «Практика письма»
Преподаватели: Александр Евангели, Евгения Суслова
Семестровый курс дискурсивных эстетических и аналитических стратегий для студентов Школы Родченко, 2-й курс, 2-й семестр
Курс по художественному, критическому, аналитическому и институциональному письму направлен на сокращение дистанции между практикой молодых художников и ее текстовой репрезентацией. Письмо дает возможность расширения художественной практики в смежные зоны через дискурсивные формы и позволяет развить способность к внутренней работе над произведением на этапе замысла и концептуализации, то есть письмо можно понимать как инструмент мышления художника.
Опыт показывает, что даже базовые задачи — комментирование произведения, сочинение текста к выставке, оформление заявки на участие в конкурсе и прочие ситуации, связанные с письмом, — вызывают сложности.
Задача курса — научить студентов писать об искусстве, своем и чужом, формулировать свои мысли точно и выразительно, доносить их в ярком, ясном, красивом тексте; научить ориентироваться в форматах и жанрах, различать особенности дискурсов в истории культуры, то есть выработать чутье, позволяющее уловить связь письма и времени.
Вступительное испытание
Поскольку семинар предполагает интенсивную практическую работу студентов дома и на занятиях, то количество участников ограничено физической возможностью преподавателей оперативно реагировать на работы учеников (интерпретировать, редактировать, комментировать). Поэтому в качестве мотивационного фильтра участие в семинаре предполагает вступительную работу, основанную на личном экстремальном опыте (например, изоляции), который тематизируется в любом ключе — историческом, эстетическом, конспирологическом и т.д. Объем эссе 4-6 тыс. знаков (500–750 слов), дедлайн — 1-й семинар. Может быть сделано исключение, но не позже второго занятия. Решение о допуске на семинар принимается по результатам написанного.
Программа и план занятий
Семинар 1
Простой текст
Задание на семинаре
Стресс-тест на письмо в ситуации цейтнота. Написать короткую новость, время – 15 мин.
Задание домой
1. Сделать «изысканный труп» на заданную тему из 2–4-х чужих критических текстов.
2. Выбрать критически текст. Каждый абзац текста сжать до одного предложения. Читать и редактировать получившееся, пока не получится связный текст. В итоге должен выйти ровный связный текст, который невозможно сделать короче или отредактировать.
Семинар 2
Письмо художника: стратегии
Задание на семинаре
Написать текст художника к произведению или выставке другого студента, внутренне апроприировать его работу и написать к ней текст как к своей.
Задание домой
2.1. Написать заявку в несуществующий фонд, резиденцию, на несуществующий грант или пресс-релиз к большому воображаемому проекту.
2.2. Асемически переписать свой текст художника, написанный на семинаре.
Семинар 3
Собственное высказывание
Задание на семинаре
Создание ролевого текста, «телеги» художника.
Задание домой
Искреннее письмо, инструментализация уязвимости.
Это задание подводит вас к границе субъективности, где ваше «Я» наиболее полно выражает себя в индивидуальной стилистике и для этого глубоко задействует ресурс привычной выразительности — набор ваших текстовых привычек и форм самовыражения, почти всегда не рефлектируемых, но внешне легко опознаваемых как именно ваш, индивидуальный и авторский. Скорее всего, вы сами не знаете, где проходит эта граница. Начав писать, вы, возможно, обнаружите себя далеко за ней.
Задание предполагает опору на искреннюю позицию, открытую для единственного другого, — опору на то, что обычно скрывается, поскольку делает нас уязвимыми, и в чем нам трудно признаться даже себе.
Поэтому вы почувствуете сопротивление, ему трудно не поддаваться, но нельзя. Нужно форсировать рефлексию, чтобы оставаться в той же позиции искренности и не дать сопротивлению себя обмануть.
Однако независимо от опасений и побегов в несознанку, в результате всегда остается текст, который вставляет нас как читателя — или оставляет равнодушным.
Нельзя забывать об этом, переживая написанное вами более, чем эстетически, более лично.
Текст пишется от первого лица. В вашем тексте «Я» может быть персонажем или аватаром, не обязательно человеческим субъектом, но кроме этой маскировки все чувственное наполнение, все его переживания должны быть вашими и обязательно честными, ваша позиция должна оставаться уязвимой.
Итак, вы пишите любовное письмо. Неважно от кого и пофиг кому, но оно должно быть пропитано вашим чувством, должно убеждать абсолютным выразительным бесстрашием и искренностью нестерпимого желания видеть, быть рядом, обладать тем, кому письмо адресовано.
Оно может быть корявым, это не страшно. Мне в такое трудно поверить, поскольку любовное письмо устремлено к безупречности, и единственное, чего оно боится — это не понравится объекту любви. Но допускаю, что все возможно, и у корявости есть своя убедительность.
Любовное письмо — это всегда стилистическое обнажение и предел субъективности, в глубине которой искренность находит свою выразительность.
Семинар 4
Искреннее письмо
Задание на семинаре
Адаптация произвольного генеративного текста к форме собственного аутентичного письма; имитация собственной стилистики искреннего письма.
Стилизация: имитация характерных или хорошо знакомых стилистик: чиновник, друг или подруга, родители.
Задание домой
Взять любой текст и оставить в нем только маркеры стиля. Весь основной текст заменить пробелами. Предложить угадать согруппникам, чей это текст. Попробовать определить, на каких уровнях работает стилистика.
Семинар 5
Письмо куратора
Задание на семинаре
Написать кураторский текст к произведению или выставке другого студента. Дополнить им уже написанный на втором семинаре текст художника.
Задание домой
Взять 10 постов из своей или чужой социальной сети и придумать для них кураторское решение. Ответить на вопрос, какое место в этой выставке играет текст и как он соотносится с концепцией и экспозиционной идеей.
Семинар 6
Задание на семинаре
Работа в парах. Написать диалог художников. Допускается, чтобы он был ролевым.
Задание домой
Взять интервью у неодушевленного объекта: цветка, дата-центра, угла комнаты, чего-то ещё.
Семинар 7
Популярное письмо об искусстве.
Задание на семинаре
Коллективная работа: мозговой штурм о возможном гипотетическом издании об искусстве. Parasite Review.
Задание домой
Проанализировать существующие издания об искусстве на разных языках и увидеть интересные и актуальные возможности для развития своей концепции. На основе того, что было наработано во время мозгового штурма свою концепцию издания об искусстве.
Семинар 8
Критическое и аналитическое письмо
Задание на семинаре
Упражнение в интерпретации: студенты аналитически рассматривают работы друг друга.
Задание домой
Создаем текст о работе художника, стилизуя его под один из рассмотренных аналитических дискурсов (фрейдистский, постструктуралистский, объектно-ориентированный и т.д.).
Семинар 9
Задание на семинаре
Придумать концепцию, допускающую разработку частей текста независимо друг от друга. Это структура для дальнейшей индивидуальной и коллаборативной разработки большого текста — коллективного сценария. Визуальная специфика сценарного текста.
Задание домой
Разработать свой фрагмент большого текста в соответствии с разработанной на занятии концепцией.
Семинар 10
Идентификация и имитация
Задание на семинаре
Написать короткий (1-2 абзаца текст), в котором будет проявлена позиция автора, используя рассмотренные стратегии; обменяться текстами, разбить их на фрагмента («кадры») и написать к тексту субтитры. Проанализировать отношения между основным текстом и субтитрами.
Задания домой
Придумать персонажа, который, как кажется, наиболее актуален. В итоге мы получим галерею аватаров, которая показывает господствующие дискурсы в сфере искусства.
Семинар 11
Текст и гибридность. Текст в экспозиции
Задание на семинаре
Работа в парах. Написать одну фразу Придумать для нее концепцию выставки. Обосновать визуальное решение: почему и как оно соотносится с фразой и концепцией выставки.
Задание домой
Придумать концепцию текстовой компьютерной игры. Прописать 1-2 фрагмента. Сделать прототипы.
Семинар 12
Текст в экспозиции (продолжение). Расширенное поле: текст и аффект.
Задание на семинаре
Написать аффективный текст, предполагающий изощренную интроспекцию.
Задания домой
Превратить написанный на занятии текст в интерфейсе или несколько интерфейсов.
Семинар 13
Заказной текст
Задание на семинаре
Работа в парах. Написать техническое задание для партнера. Создать текст на основе предложенного технического задания.
Задания домой
Создать коммерческий текст, рекламирующий странный объект (погоду, головную боль, руку или ногу). Пример — Plumbus: https://youtu.be/JGaBU5cKluU
Семинар 14
Рефлексия курса
Задание на семинаре
Записать кратко и лаконично то, к чему пришли после коллективного обсуждения.
Сила записи. Сила коллаборации.
Задания домой
Доделать все, что не сделали к предыдущим заданиям.
Доработка фрагментов коллаборативного текста, технические инструменты интеграции фрагментов.
Семинар 15
Сборка и доводка общего текста из фрагментов.
Зачет.
Методология
Курс позволяет очертить спектр возможных дискурсивных моделей, с помощью которых художественная практика может быть критически осмыслена.
Курс развивается от трансформации готовых текстов к написанию собственных, и от структурно определенных форм к их сознательной сборке выразительных паттернов, к свободной имитации стилистик и манипуляциям ими в соответствии с целями проекта. В центре каждого занятия находится практика письма, представленная как многослойная система, дополняемая теоретическими экскурсами, примерами, опытом перекрестного редактирования и обсуждениями. Материалом курса становится текстовый материал из истории культуры, примеры из видео- и медиа-арта, образцы классического письма об искусстве и литературные тексты, а также (генеративные, случайные, найденные) что позволяет выстроить отношение между вербальными и визуальными логиками.
Практики, включаемые в занятия по разным темам
Фрагментация. Сделать фрагмент из целого критического текста;
Сжатие. Сделать реферат критического текста; Связность после сжатия.
Концептуализация. Локализация внимания. Главное и второстепенное. Взять текст и выбрать из него ключевые концепты. Обсудить основания выбора;
Картографирование. Прорисовать связи между этими концептами в двухмерном и трехмерном пространстве;
Замысел (описание своей художественной работы). Взять свою идею и выразить ее с помощью концептов. Осуществить контекстуализацию концептов;
Сделать карту на основе этих концептов;
Развернуть карту, обозначив логические переходы в тексте (от глобальной связности — к локальной, то есть от связывания блоков к связыванию отдельных тезисов).
Прописывать тексты по опорным концептуальным и композиционным точкам.