Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Мастерские > Sustainable Creative Practices (Устойчивые творческие практики) Сведения об образовательной организации

SUSTAINABLE CREATIVE PRACTICES (УСТОЙЧИВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ)
Мастерская Алексея Шульгина и Янины Пруденко

Картинка

Новые глобальные вызовы поставили перед нами – человечеством – необходимость переосмыслить свои индивидуальные и локальные действия, одновременно расширяя своё мышление до планетарных масштабов.
В 2015 году на Саммите ООН были приняты Цели устойчивого развития (ЦУР), которые к 2030 году должны обеспечить мир, эффективность правосудия и институтов, уменьшение неравенства, чистую воду и санитарию, ответственное производство и потребление, недорогостоящую и чистую энергию, сохранение экосистем суши и моря, приостановление изменения климата и проч.
Вызовы, стоящие сегодня перед человечеством, имеют глобальный масштаб; они влияют на всю систему общества, на каждый её сегмент, в том числе и на арт-систему.
Акторы художественного процесса (институции, кураторы и художники), стремящиеся соответствовать текущей повестке, учитывают эти цели в своей творческой и институциональной деятельности.
Например, в 2019 годы на Арт-Базеле отдельный круглый стол был посвящен необходимости снижения углеродного следа, оставляемого художественными институциями. В 2020 году ведущий куратор Ханс-Ульрих Обрист объявил, что радикально сокращает количество перелетов в связи с изменениями климата. Известный британский скульптор Энтони Гормли раскритиковал художественные ярмарки как «расточительную растрату ресурсов», признав при этом, что сам является частью проблемы.
Такие понятия как Recyclable, Fairtrade, Vegan все более определяют тренды современной международной художественной системы.
С распространением интернета, социальных сетей и инструментов производства и дистрибуции цифрового контента становится уже невозможным замалчивать климатические и экологические проблемы. Помимо этого, благодаря этим инструментам, появляется все больше альтернативных, независимых проектов, направленных на решение задач устойчивого развития и оказывающих подчас значительное влияние на общество (такие как эко-активизм, разработка DIY инструментов, независимые расследования и журналистика и др.).
В качестве примера можно привести знаменитую группу медиа-активистов The Yes Men, творческий метод которых – взлом коммуникационных и информационных систем. В своем проекте “Dow Does the Right Thing” они выдали себя за представителей химического концерна Dow Chemicals. Во время выступления в программе BBC они приняли от лица концерна всю ответственность за катастрофу, происшедшую на химическом заводе в Индии, в результате которой погибло несколько тысяч человек и около полумиллиона получили различные серьезные повреждения.

Во время занятий студентки и студенты получат:

  • конкретные алгоритмы по улучшению экологического следа своей художественной практики;
  • методологию создания творческих высказываний, реализуемых вне институционального пространства.

Задания в рамках практикума:

  1. Создание творческого произведения, события, сообщества или проведение исследования, соответствующего критериям экологичности;
  2. Реализация творческого проекта, использующего современные технологии и работающего с вышеперечисленными темами устойчивого развития.

Преподаватели мастерской – авторы Art Footprint Manifesto, предлагающего акторам художественного процесса принципы создания устойчивого искусства (Sustainable Art), минимально влияющего на окружающую среду, а также очерчивающего круг возможных альтернативных практик, лежащих за пределами существующих творческих парадигм. Авторы манифеста начали собирать круг своих единомышленников из международной художественной среды вокруг Art Footprint Conference.

По итогу семестра учащийся сдает на просмотрах одно из двух предложенных заданий.

Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Мастерские > Sustainable Creative Practices (Устойчивые творческие практики) Сведения об образовательной организации