Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Мастерские > Современная документальная фотография. Валерий Нистратов Сведения об образовательной организации

КартинкаСОВРЕМЕННАЯ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ 
Преподаватель: Валерий Нистратов 

Курс предназначен для тех, кто интересуется различными аспектами повседневности и поведением человека в социуме. Главной его задачей станет исследование метода съемки «чистой», «прямой» фотографии, а также совершенствование фотографа как личности и развитие у него художественного взгляда (мышления, видения). В ходе занятий студенты изучат основные направления в истории фотографии и концепции творчества отдельных ее мастеров и получат фундаментальные знания об эстетике и технологии документальной фотографии. Они научатся самостоятельно разрабатывать и осуществлять проекты, востребованные в мире современного искусства и традиционных медиа.

Валерий Нистратов ­начал карьеру фотографа в 1990 году в возрасте 17 лет. С 1991 по 1993 год освещал драматические события, связанные с распадом СССР, для международных СМИ. В начале 1994 года пересмотрел свой путь в фотографии и выбрал ее арт-документальное направление.

Работая над своими персональными проектами, Валерий Нистратов много путешествует по России и Азии. Основными темами его фотографических исследований являются: идентичность, повседневная жизнь, объекты, городские пейзажи, феномен банальности, социальная среда и измененный человеком ландшафт. Фотографии Валерия Нистратова выставлялись в России, Франции, Нидерландах, Швейцарии, США, Мексике, Южной Африке, Южной Корее, Китае и других странах, представлены в публичных и частных коллекциях в России и за рубежом.

На курсе студенты получат возможность:

  • изучить мировую иерархию фотографии;
  • изучить направления и пути развития арт-документальной фотографии на ее стыке с современным искусством;
  • расширить знания в области традиционного и современного искусства;
  • развить умение выражать свои мысли, писать сопроводительные тексты, а также тексты для получения предложений и грантов;
  • сформировать представление об этапах создания законченных проектов и способах их репрезентации (существования);
  • ознакомиться с основными техниками, технологиями и приемами в документальной фотографии;
  • на практике (и в ходе совместных съемок с мастером) прочувствовать работу документального фотографа;
  • узнать о новых средствах массовой информации, бизнесе и методологиях, а также о политических, этических и социальных проблемах общества.

Встреча Валерия Нистратова с абитуриентами, июль 2021


ПРОГРАММА И ЗАДАНИЯ МАСТЕРСКОЙ
«СОВРЕМЕННАЯ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ» 

1-й семестр 2022/2023
Задание 1: Тема «Скрытое» 

Форма: серия фотографий (до 15 работ) 

В очередном семестре учащимся мастерской «Современная документальная фотография» будет предложено создать свои визуальные интерпретации темы «Скрытое». В нашем обществе существуют явления, группы, люди, которые по разным причинам не стремятся афишировать свое существование. На нашем пути встречаются места или объекты, которые несут на себе печать тайны, загадки и куда ходят только посвященные. Маскируют обычно те проблемы, которые не находят понимания в современном российском обществе. Студентам предлагается приподнять завесу и проникнуть на территорию скрытого.

Задача — показать владение:

  • методом разработки темы и ее интерпретации;
  • серийным и проектным мышлением;
  • навыками работы в разных световых режимах;
  • принципами создания нарратива в экспозиции;
  • навыками работы с разными фотографическими материалами. 


Задание 2: Короткие задания
Эти задания необходимо обязательно делать к каждому занятию!

1. До 10 кадров. Общий план с разных точек. Кадры должны продемонстрировать ваши навыки работы с общими планами. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

2. До 10 кадров. Средний план с разных точек. Кадры должны продемонстрировать ваши навыки работы со средними планами. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

3. До 10 кадров. Крупный план с разных точек. Кадры должны продемонстрировать ваши навыки работы с крупными планами. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

4. До 10 кадров. Снять человека, который позирует вам на каком-либо фоне. Не модель в студии! Кадры должны продемонстрировать ваши навыки построения мизансцены. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

5. До 10 кадров. Снять человека в городской среде, который вам не позирует. Кадры должны продемонстрировать ваши навыки коммуникации, наблюдательность и реакцию. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

6. До 10 кадров. Ракурс. Ровная линия горизонта, заваленная линия горизонта. Нижняя точка, верхняя точка. Кадры должны продемонстрировать ваши навыки построения композиции. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

7. До 10 кадров. Движение. Снять ситуацию в движении. Обратить внимание на резкость лица или движущегося объекта. Кадры должны продемонстрировать быстроту вашей реакции и способность акцентировать внимание зрителя на важных деталях. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры. Спорт не снимать!

8. До 10 диптихов. Диптих. Составить из своих кадров диптихи и рассказать о них. Диптихи должны продемонстрировать ваши навыки комбинирования фотографий по их пластическим и смысловым качествам.

9. До 10 кадров. Перекадрирование. Необходимо взять несколько любительских фотографий и перекадрировать их так, чтобы получилась более интересная, на ваш взгляд, фотография. Задача — проявить скрытую ценность фотографии.

10. До 10 кадров. Кадр из фильма. Сделать несколько стоп-кадров / скриншотов из фильмов «Земля» Довженко, «Заводной апельсин» Кубрика, «Цвет граната» Параджанова. Задача — раскрыть визуальную особенность кадра из фильма.

11. До 10 кадров. Один объект при разном освещении. Сделать серию фотографий одного и того же объекта, но при разном освещении: ночном, вечернем, смешанном, искусственном. Показать выразительность и уникальность объекта при разных вариантах освещения. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

12. До 10 кадров. Человек со спины. Снять несколько человек со спины в городском пространстве. Задача — показать настроение: состояние отстранения и одиночества в городской среде. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

13. До 10 кадров. Групповой портрет со штатива. Мизансцена. Договориться о съемке минимум трех человек в интерьерах. Десять фотографий должны включать минимум три варианта мизансцены. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

14. Одна фотография. Вы можете снять только один кадр. Представьте, что у вас пленочная камера (или возьмите пленочную камеру) и там остался только один 36-й кадр. Нельзя делать вторую фотографию.

15. Одна фотография. Интерактивная фотография. Сделать фотографию человека — например, его портрет в некой среде. Потом вернуться к нему с этой фотографией и спросить, что он думает об этом портрете. Записать живой голос на диктофон или попросить его сделать надпись прямо на фотографии.

По итогам выполнения заданий, в конце семестра, учащиеся совместно с преподавателем делают выставку в стенах школы.


 

2-й семестр 2022/2023
Задание 1: Тема «Окраина» 

Форма: серия фотографий (до 15 работ)

В следующем семестре учащимся мастерской «Современная документальная фотография» будет предложено создать свои визуальные интерпретации темы «Окраина». Окраиной или периферией часто называют местность, отдаленную от центра. Мы не спешим оказаться на окраине. Нас часто тянет в центр. Тем не менее социальные явления, которые существуют на периферии местности или города, очень важны для визуального изучения.

Студентам в этом задании предлагается выйти из зоны своего комфорта и оказаться в районах, находящихся в отдалении от центра.

Задача  показать владение: 

  • методом разработки темы и ее интерпретации;
  • серийным и проектным мышлением;
  • принципами создания нарратива в экспозиции;
  • навыками работы в разных световых режимах;
  • навыками работы с разными фотографическими материалами.
     

Задание 2: Короткие задания
Эти задания необходимо обязательно делать к каждому занятию!

1. До 10 кадров. Эквиваленты. Кадры должны продемонстрировать ваши навыки ассоциативного и метафорического образного мышления. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

2. До 10 кадров. Свет и тень. Граница. Кадры должны продемонстрировать ваши навыки работы с формой и структурой кадра. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

3. До 10 кадров. У земли. Кадры должны продемонстрировать ваши навыки работы с радикально низкой точкой кадра. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

4. До 10 кадров. Эстетика брака. Снять фотографию с ошибкой. Объяснить, как именно брак или ошибка наполняют этот кадр содержанием. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

5. До 10 кадров. Фрагментарно снять человека в городской среде: ноги, руки, фрагменты одежды, головы. Кадры должны продемонстрировать ваши навыки коммуникации, работы с крупным планом человека в публичном месте, наблюдательность. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

6. До 10 кадров. Натюрморт. Найти интересные повседневные объекты и снять их при естественном или искусственном освещении. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

7. До 10 кадров. Окно во двор. Понаблюдать из окна за тем, что происходит во дворе и сделать интересную ситуативную фотографию. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

8. До 10 кадров. Жесты. Сделать серию фотографий характерных жестов людей в публичном пространстве. Думать о языке тела. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

9. До 10 кадров. Преграда. За забором. Сделать серию фотографий — попытку разглядеть то, что происходит за каким-либо препятствием, преградой, забором, стеной. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

10. До 10 кадров. «Незначительная», вернакулярная архитектура. Найти три строения-объекта и снять их при рассеянном освещении. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

11. До 10 кадров. Социальный пейзаж. Снять несколько фотографий в месте, где природа соприкасается с жилой средой. Передать особенность этого столкновения. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

12. До 10 кадров. Час пик. Большое скопление людей. Толпа. Отразить в серии фотографий как коллективное бессознательное, так и индивидуальность человека в толпе. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

13. Сделать фотографию и найти к ней реди-мейд. Показать документацию.

14. До 10 кадров. Пикник. Сделать небольшую серию фотографий людей на отдыхе. Найти интересную локацию. Обязательно: горизонтальные и вертикальные кадры.

Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Мастерские > Современная документальная фотография. Валерий Нистратов Сведения об образовательной организации