Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Мастерские > 2020/2021 задание Практикума Лаборатория звука Сведения об образовательной организации

Картинка

2020/2021: Практикум «Лаборатория Звука»

Преподаватель: Андрей Смирнов

Для участия во встрече-лаборатории приглашаются звуковые и междисциплинарные художники, музыканты, технологи, программисты и исследователи, заинтересованные в расширении традиционных границ слухового восприятия, экспериментах в области искусства звука и электроакустической композиции, интересующиеся историей и теорией медиа.

Лаборатория Звука Школы Родченко - это площадка и мастерская экспериментального звука в рамках образовательной программы Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В основе Лаборатории - большая коллекция исторических инструментов и архивных материалов. Участники Лаборатории проводят эксперименты в области искусства звука, занимаются электроакустической композицией, историей и теорией медиа, полевыми записями, созданием новых инструментов и экспериментальных методик, организацией различных перформативных и выставочных проектов.

  

Задание 1 семестра 2020/2021 


Встреча Андрея Смирнова с абитуриентами, июль 2020


Архив работ Лаборатории Звука на Souncloud.
 



Программа и задание практикума

1-й семестр 2020/2021


Лаборатория  Колебаний

 
В рамках практикума мы будем исследовать различные способы получения звука из электромагнитного излучения разной природы: видимого света, инфракрасного излучения, электромагнитных колебаний радиочастотного диапазона, статических полей, а также различные способы создания новых инструментов и инсталляций. 

Электромагнитное излучение способно распространяться практически во всех средах. В свою очередь носителями акустических вибраций могут выступать любые материалы и субстанции отражающие или преломляющие свет.

В самом начале ХХ века на заре электронных технологий синтеза звука самыми популярными были методы генерации звуковых колебаний, основанные на преобразовании разного рода электромагнитных колебаний в звук, а самыми востребованными были, по-видимому, оптоэлектронные методы.  В апреле 1924 года газета «Times» в статье «Пение звезд. Свет превращается в звук. Опыты французской армии» писала: «Если бы возможно было превратить свет в звук, то на самом деле можно было бы слышать пение звезд. Генерал Ферри, профессор Центральной Станции Французского Военного беспроволочного телеграфа посвятили несколько лет изучению этого вопроса...»

В середине 1940-х советский изобретатель Лев Термен - создатель терменвокса - доказал, что потоки направленного электромагнитного излучения, отражаясь от любых поверхностей, несут в себе информацию о скрытых вибрациях этих поверхностей в форме модуляции этого излучения. Созданная на этом принципе система «Буран», позволявшая регистрировать звуки внутри помещения по вибрации оконных стекол, стала в 1947 году самой совершенной подслушивающей системой мира, и использовалась для слежки за посольствами США, Великобритании и Франции в Москве. 

 
В рамках практикума будут продемонстрированы методы лазерного мониторинга и детектирования всевозможных электромагнитных колебаний, а также различные способы построения новых инструментов и инсталляций. Участники практикума получат возможность проведения индивидуальных опытов по регистрации электромагнитных вибраций и созданию собственных библиотек найденных звуков.

 
Участники практикума изготовят собственные устройства. В их числе:

  1. Контактные микрофоны
  2. Подводные микрофоны
  3. Фотоприемники и детекторы инфракрасного излучения
  4. Лазерные микрофоны
  5. Детекторы статических полей
  6. Детекторы электромагнитных колебаний радиочастотного диапазона
  7. Терменвоксы и термен-сенсоры

Задача каждого участника практикума:

Создание собственного инструмента или инсталляции на основе полученных знаний и навыков, разработка концепции художественного проекта и его реализация на базе Лаборатории Звука Школы Родченко.
 


Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Мастерские > 2020/2021 задание Практикума Лаборатория звука Сведения об образовательной организации