Мастерская «Зафиксированная последовательность» (Видеописьмо 2.0)
Преподаватель: Мария Бавыкина
Мастерская посвящена работе с методами создания художественного проекта, центральным медиумом которого является видео, а также другим практикам, которые могут помочь в работе с видео, таким как текст и перформанс. Рассматриваются особенности языка движущегося изображения и его развитие в контексте работы с тремя основополагающими категориями: пространством, временем и движением. Важной составляющей работы мастерской, является изучение истории и теории кино.
Мастерская включает знакомство с различными практическими подходами, которые могут быть применены при работе над произведением: освоение подходов драматургии и выстраивания нарратива; импровизация и перформативные практики; аналитический опыт.
Программа строится из расчета 30 занятий в семестр (встреча мастерской проходит раз в неделю в формате двойного занятия) . Каждая встреча включает в себя лекцию по теме (включающую исторический экскурс, теоретический и аналитический) и практическую часть, содержание которой будет уточняться каждый раз непосредственно перед занятием, но оно будет связано с темой лекционного занятия и будет его логическим продолжением (может включать текстовые, съемочные, смешанные практики, требующие или не требующие предварительной подготовки), а также разбор домашних заданий и идей и материалов по проектам за семестр. Несколько занятий семестра будут посвящены только практике. В мастерской предусмотрены небольшие домашние задания разного характера: чтение, съемка, написание текстов, просмотры.
Итогом работы мастерской за первый семестр станут два проекта: первый по заданной теме; второй — методом случайного выбора для каждого будет определена своя тема с небольшим формальным ограничением в подходе к работе.
Итогом работы мастерской во втором семестре будут два проекта: первый проект по заданной преподавателем теме; второй — методом случайного выбора для каждому будет предложено произведение искусства, от которого необходимо будет или оттолкнуться или вступить с ним в диалог и сделать свою работу.
Список занятий и тем.
(порядок практики и лекции может меняться в рамках одной встречи, также могут быть незначительные тематические изменения в процессе работы с группой)
ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР
Первое и второе
Знакомство с группой. Тема первая: природа фотографии и кинематографа. Их взаимосвязь и взаимовлияние. Статика и движение. Каким может быть движение в произведении? Копирование, подражание, осмысление. Понятие кадра и его свойства. Фрагментация или поток. Текст — как основа и инструмент. Драматургия и основные компоненты, участвующие в построении повествования. Связь структур повествования движущегося изображения с текстовыми структурами. Краткая история начала формирования языка кино.
Объявление задания на семестр. Домашнее задание.
Третье и четвертое
Третье: практика на занятии — текст и изображение. Разбор домашнего задания.
Четвертое: Вторая тема — категория времени. Понятие дистанции и ее возможные виды. Временные слои в произведении. Медленное и быстрое. Стратегии работы со временем через кадр и его свойства. Память — как тема. Фрагмент и целое — в контексте разговора о памяти. Документ и вымысел. Ассоциация и узнавание.
Домашнее задание.
Пятое и шестое
Пятое: Практика и разбор домашнего задания.
Шестое: Третья тема — пространство. Внутрикадровое и закадровое. Точка зрения. Пространство — как тема. Условность. Конструирование пространства и работа с реальным пространством. Пейзаж, ландшафт. «Пространство» медиума. Роль пространства экспонирования в общей драматургии проекта.
Домашнее задание.
Седьмое и восьмое
Седьмое: Практика и разбор домашнего задания.
Восьмое: Четвертая тема — композиция. Понятие, инструмент, «взгляд». Уровни на которых работает композиция в произведении. Форма и содержание. «Часть и целое» в контексте произведения. Монтаж и композиция.
Домашнее задание.
Девятое и десятое
Девятое: Практика и разбор домашнего задания.
Десятое: Пятая тема — абстрактное и конкретное. Абстракция, авангард, эксперимент — разница и сходство.Форма — как герой. Подсознание на экране. Материал и носитель — как объект внимания автора. Структура — как концептуальная цель автора. Граница между абстракцией и конкретикой.
Домашнее задание.
Одиннадцатое и двенадцатое
Одиннадцатое: практика и разбор домашнего задания.
Двенадцатое: Шестая тема — тело и «пространство». Тело — как тема и объект внимания. Актер и перформер. Тело на экране — конструирование образа. Перформативные практики. Тело — как мера степени взаимодействия с произведением. «Тело» произведения в пространстве его дальнейшего существования.
Домашнее задание.
Тринадцатое и четырнадцатое
Тринадцатое: практика и разбор домашнего задания.
Четырнадцатое: Седьмая тема — звук, слово, текст. «Немота» и звук движущегося изображения. Формы взаимодействия движущегося изображения со словом. Речь, шум, музыка.
Домашнее задание.
Пятнадцатое и шестнадцатое
Только практика и разбор ее результатов.
Домашнее задание.
Семнадцатое и восемнадцатое
Семнадцатое: практика и разбор домашнего задания.
Восемнадцатое: Восьмая тема — автор. Фигура автора в произведении. Личное и общее. Заметки,«дневники», эссе и другие формы в тексте, кино и видео.
Домашнее задание.
Девятнадцатое и двадцатое
Девятнадцатое: Девятая тема — темы и идеи. Варианты работы с темой. Анализ и подготовка. Текст к проекту.
Двадцатое: Практика и разбор домашнего задания.
Двадцать первое и двадцать второе
Двадцать первое: Десятая тема — границы и диалог. Фотография, кино, видео, объекты, текст — варианты взаимодействия, стратегии и способы. Показ произведения и пространство.
Двадцать второе: Практика и разбор домашнего задания.
Двадцать третье и двадцать четвертое
Полностью практическое занятие
Двадцать пятое и двадцать шестое
Обсуждение проектов за семестр
Двадцать седьмое и двадцать восьмое
Обсуждение проектов за семестр
Двадцать девятое и тридцатое
Обсуждение проектов за семестр
ВТОРОЙ СЕМЕСТР
Первое и второе
Первое: Первая тема — серийность и «сериальность». Телевидение и видео. «Длинные» форматы. «Сериал» или части, как формат для произведения . Принцип повествования и работа со временем.
Домашнее задание.
Второе: практика
Третье и четвертое
Третье: Вторая тема — виртуальное пространство. Скринлайф формат. Смешанные подходы. Пространство экрана реального и виртуального.
Домашнее задание.
Четвертое: практика
Пятое и шестое
Пятое: Третья тема —разговор и «разговорное». Диалог и монолог. Внутренний монолог. Разговор и интервью. Пьеса и экран.
Домашнее задание.
Шестое: практика.
Седьмое и восьмое
Седьмое: Четвертая тема — наблюдатель и объект наблюдения. Автопортрет — взаимоотношение автора,прототипа и образа. Наблюдение текстовое и визуальное.
Домашнее задание.
Восьмое: Практика
Девятое и десятое
Девятое: Пятая тема — живопись. Диалог с картиной, как пространством идеального и символического.
Домашнее задание.
Десятое: практика
Одиннадцатое и двенадцатое
Одиннадцатое: Шестая тема — архитектура. Диалог с архитектурой и средой. Архитектура и видео. Руина — как пространство смерти в фотографии и кино.
Домашнее задание.
Двенадцатое: практика
Тринадцатое и четырнадцатое
Тринадцатое: Седьмая тема — сказка. Сказочные и мифологические структуры. Архаическое и логическое сознание. Магический реализм.
Домашнее задание.
Четырнадцатое: практика
Пятнадцатое и шестнадцатое
Полностью практическое занятие. Семинар.
Семнадцатое и восемнадцатое
Семнадцатое: Восьмая тема —документ и архив. Что есть документальность?Документальное кино — история школ и подходов. Архив и хроника.
Восемнадцатое: практика
Девятнадцатое и двадцатое
Девятнадцатое: Девятая тема — материальная культура. Быт и предметы быта — как предмет осмысления. Одежда, вещи, предметы.
Двадцатое: практика.
Двадцать первое и двадцать второе
Двадцать первое: Десятая тема — частное и публичное. Пространство частного и публичного. Коллектив авторов и один автор. Образ автора.
Двадцать второе: практика
Двадцать третье и двадцать четвертое
Полностью практическое занятие
Двадцать пятое и двадцать шестое
Обсуждение проектов за семестр
Двадцать седьмое и двадцать восьмое
Обсуждение проектов за семестр
Двадцать девятое и тридцатое
Обсуждение проектов за семестр