Проекты > За дверью Сведения об образовательной организации
За дверью

Автор проекта: Ольга Андрианова

Эта серия фотографий является иллюстрацией к «бытовым» стихотворениям Дмитрия Александровича Пригова.

Эмблемой приговской поэтики является двойственность, пародоксальность стилевых перепадов его языка  и одновременно – синтез «великого» и «малого» в его лексических  и смысловых построениях.

«Низовое»  слово, полуграмотность конструкций, примитивность рифмы – вступает в противоречие с тезисом о поэтическом величии автора, но полностью согласуется с архетипом «маленького человека», популярным в русской культуре, или точнее в русском и советском культурном мифе.

Наиболее «чисто» архетип «маленького человека»  реализован Приговым в таких стихотворениях, как:

«Я с домашней борюсь энтропией»,
«За тортом шел я как-то утром»,
«Веник сломан, не фурычит»,
«Если, скажем, есть продукты»,
«Килограмм салата рыбного»,
«Вот устроил постирушку»,
«Я всю жизнь свою провел в мытье посуды»,
«На счетчике своем я цифру обнаружил»,
«Банальное рассуждение на тему свободы».

На первый взгляд, это неопримитивистские зарисовки повседневной жизни.

Однако на самом деле все эти и другие стихи этого типа основаны на мифологическом конфликте. «Маленький человек» Пригова чувствует себя осажденным силами хаоса, которые в любой момент могут нарушить хрупкий баланс его существования:

Вся жизнь исполнена опасностей
Средь мелких повседневных частностей

Цифра на электросчетчике вселяет мистический ужас:

исправно, вроде, по счетам плачу
А тут такое выплывает - что и не расплатиться
Вовек

Всякая радость может оказаться последней
 
В последний раз, друзья, гуляю
Под душем с теплою водой
А завтра может быть решетка. . .

потому что

Cмерть вся здесь вокруг,

а жизнь протекает на краю жуткой бездны,

в явственном соседстве с каким-то ужасом бесовьим

который остро ощущают маленькие дети и “маленький человек”.

 

 

Композиция представленных фотографий строится так, что бы создать ощущение  «повисания»  в пустом пространстве.

С одной стороны автором создан рационально выстроенный, рассудочно структурированный предметный мир, из которого складывается представленный зрителю интерьер каждой из восьми «комнат».

Однако безопорность композиции, подвешенность в воздухе, в пустоте создает не только высокое метафизическое напряжение, но и эффект хрупкого, неустойчивого, распадающегося мироощущения

«наша жизнь кончается вот у того столба…»

Вот я котлеточку зажарю
Бульончик маленький сварю
И положу, чтобы лежало
А сам окошко отворю
Во двор и сразу прыгну в небо
И полечу, и полечу
И полечу, потом вернуся
Покушаю, коль захочу

Серия из 16 фотографий 30x45 см, струйная печать Epson, паспарту светлого, но не чисто белого цвета. Экспонируются парами – 8 пар – 8 рам.

Год: 2009.
Проекты > За дверью Сведения об образовательной организации