Борис Брагин говорит об обратной стороне страха, эволюционного механизма, вызывающего в нас стрессовые реакции (бег, борьба, шоковое состояние), рассматривая случай, когда аффект так силен, что не позволяет сдвинуться с места, не выпускает человека из клетки, в которой страх смерти и страх сделать или не сделать важные действия, и, таким образом, уничтожить веру в самого себя перекрывают доступ к миру вокруг, буквально отделяя личность от всего сущего символической оболочкой.
Скульптуры Брагина — это отображение психофизических состояний – превращение тела в обездвиженный объект, шар, окаменелый и треснувший, изъеденный каменной коркой. Стеклянная кожа, внутри которой происходят процессы, которые силятся, но не могут выйти наружу, человек на шаткой конструкции, с середины которой нельзя никуда уйти, ибо упадешь в бездну. Хотя все это сделано довольно буквально, надо понимать, что речь о той воронке, которая пожирает личность изнутри, замыкая ее в кататонической обездвиженности.
Но проект Брагина еще и про призрак вырастающей опоры. Host hunting, как часть неологизма «хонтология» (онтология + глагол haunt) означает нечто застывшее между бытием и «ничтойностью», тем самым существованием и несуществованием, вызванным цепочкой внутренних реакций, «энциклопедией страхов» слитой в ужас. Ведь призрак — это воображаемое, что присутствует еще до своего появления, и единственное доказательство его бытия — это страх перед ним. Так, происходит превращение привычной пуговицы и вешалки в корневые структуры, поддержка и опора рассматривается художником как природная сила, не гуманистическое, а глубоко естественное. Как кажется Брагину, вешалка — это плечи, на которые можно положиться, а пришитая пуговица, хоть и пришита без нашего согласия, способна вытянуть через стеклянную оболочку во вне.
Автор текста: Саша Пучкова