Программа курса «Техника и технология визуальных искусств (ТиТВИ)»
Преподаватели: Игорь Вязаничев, Дмитрий Кабаков, Дмитрий Масуренков
Курс «Техника и технология визуальных искусств (ТиТВИ)» ведется в Школе Родченко с 2007 года. Создание произведений в технике фотографии, видеоарта, кинематографа требует глубокого понимания технологических основ получения изображения. Данный курс призван дать базовое представление о них и развить необходимые профессиональные умения и навыки.
Курс состоит из двух уровней:
- базового, преподаваемого в первом семестре,
- профессионального, состоящего из отдельных факультативных блоков, теоретически и практически развивающих профессиональные знания, умения и навыки студентов.
Предусмотрен зачет по окончании первого семестра, а также зачёты по отдельным факультативным курсам.
Курс предусматривает три типа занятий: лекционные, тематические семинарские, практические.
Цель дисциплины
Привить уверенное владение техническими средствами и технологией, обеспечивающее возможность реализации творческих работ студентов на общепринятом уровне качества.
Задачи дисциплины
Дать учащимся основные инструменты для решения задач, возникающих как в процессе обучения, так и в практической деятельности художника визуального искусства.
Требования к уровню освоения и содержанию дисциплины
Курс рассчитан на учащихся, имеющих начальную фотографическую подготовку и достаточную мотивацию к творческому росту, которые выявляются при поступлении в процессе собеседования и предъявления авторского портфолио работ.
Учебно-тематический план
1 семестр
№ темы |
Наименование тем |
Лекции |
Семинары |
Практика |
Самост. работа |
0. |
Вводная лекция, знакомство с дисциплиной и преподавателями. |
4 |
|
|
|
1. |
История появления фотографии и кинематографа. Построение изображения |
4 |
|
|
|
2. |
Основные свойства света. Направленный и рассеянный свет. Виды отражения и пропускания. Рассеиватели. Отражение и преломление света. Линза. Камера и глаз. Призма. Дисперсия. Интерференция, дифракция. Поляризация. |
8 |
|
4 |
|
3. |
Оптика. Характеристики объектива. Масштаб изображения. Перспектива |
4 |
|
|
|
4. |
Источники света. Спектры излучения. Представление о цветности. Цветовая температура и «белый» свет. Баланс белого |
|
2 |
2 |
2 |
5. |
Свойства света. Направление света. Мягкость/жёсткость света. Рассеиватели. |
|
|
4 |
|
6. |
Относительное отверстие. Глубина резкости. Расчеты и использование. |
4 |
2 |
2 |
|
7. |
Практика работы с рисующим светом. |
|
|
4 |
|
8. |
Разрешение объективов. Резкость. Качество изображения. Основные характеристики объективов. |
4 |
|
4 |
? |
9. |
Фокусное расстояние и передача перспективы в фотографии. |
4 |
|
4 |
? |
10 |
Функциональное значение видов света. Работа с несколькими источниками света. |
|
|
4 |
|
11 |
Свет в портретной съёмке. Основы. |
|
2 |
2 |
|
12 |
Основы фотометрии и экспонометрии. Освещённость, ключевая освещённость. Экспопара. Определение экспопары с помощью экспонометра по освещённости. |
4 |
|
4 |
|
13 |
Знакомство со студийными импульсными приборами. |
|
2 |
2 |
|
14 |
Автоматика современных камер. Системы автофокусировки |
4 |
|
|
|
15 |
Законы формирования освещённости. Контраст освещения. |
|
2 |
2 |
4 |
16 |
Яркость. Яркость и отражение света. Светлота, понятия «белое», «чёрное». Определение экспопары по яркости с помощью экспонометра и экспонометрического устройства фотоаппарата. |
|
2 |
2 |
4 |
17 |
Автоматика современных камер. Системы автоматической экспозиции |
4 |
|
|
|
18 |
Портретная съёмка: мудборд, референсы |
2 |
|
2 |
|
19 |
Оптический рисунок. Объективы для решения различных творческих и технических задач. Качество изображения. |
|
4 |
|
|
20 |
Темная тональность. Светлая тональность. Практические методы работы |
|
|
4 |
|
21 |
Жанровый портрет (съёмка героя) |
|
|
8 |
|
22 |
Основы цветоведения. Цвет и цветность. Цветовой круг, тело цветового охвата Оствальда. Понятие о цветовых пространствах. |
4 |
|
|
|
23 |
Базовые принципы предметной съёмки. Преодоление типичных трудностей. |
|
|
8 |
|
24 |
Колориметрические пространства RGB, HSL, CMY(K), Lab, XYZ. |
4 |
2 |
2 |
|
25 |
Цифровые технологии получения изображений. История разработки, устройство матриц, способы цветоделения. Xарактеристическая кривая, ADC, RAW, log-профили, ошибки экспозиции, шум, EXIF. Ограничения цифровых технологий получения изображения. |
8/12 |
2 |
|
2 |
26 |
Основы получения, воспроизведения и хранения видеоизображения |
4 |
|
4 |
|
2 – 4 семестры
|
Наименование тем спецкурсов |
Лекции |
Семинары |
Практика |
Самост. работа |
|
Основы предметной съёмки и сет-дизайн |
4 |
|
12 |
|
|
Цветовое решение кадра: - управление цветовым решением кадра во время съёмки. - соотношение переднего плана и фона. - ночная съёмка в городе. |
|
4 |
12 |
4 |
|
Методика получения резких изображений. Системы стабилизации изображения для фотографии и видео |
|
4 |
4 |
|
|
Практика работы в студии. Использование смешанного света, в т.ч. работа со вспышками |
|
|
8 |
|
|
Подсветка в интерьере и на натуре (работа со светом и экспонометрия) |
2 |
2 |
12 |
|
|
Разбор сложных световых постановок в павильоне |
|
|
8 |
|
|
Системные вспышки. Модификаторы света и основные приспособления, расширяющие функционал. Дистанционное управление |
|
2 |
2 |
|
|
Техническое оснащение фото и видеосъёмки: - оснащение; - уход за техникой; - защита оборудования от неблагоприятных факторов; - химические источники тока и их применение в фото- и видеотехнике - и др. |
|
8 |
|
|
|
Современные осветительные приборы для кино и фотографии |
|
8 |
|
|
|
Экспонометрия в фотографии и кино (сложные случаи): - портрет на фоне окна; - световые эффекты: эффект свечи, эффект света от окна, эффект солнечного света; - изменение светового эффекта внутри одного кинокадра. |
|
|
16 |
|
|
Основы плёночной фотографии и кино. (Светочувствительные материалы. Производство, типы эмульсий, строение, физические свойства. Как читать документацию фотоматериалов. Проявление и проявители. Кинетика проявления, характеристические кривые. Фотографическая и полезная широта, интервал экспозиций. Процесс ч/б обращения. Цветные фотоматериалы. Основы плёночной экспонометрии в фотографии и кино) |
4 |
16 |
12 |
|
|
Основы киноизображения и киноязыка. (Спецкурс, 40 часов) 1. Введение. Художественное пространство кино. Кинотехнология и киноязык. Как возникает кино. (На примере истории создания фильма «Одна» ) – 4 часа (просмотр и лекция). 2. Драматургия в кино. Драматургия действия и изобразительная драматургия. Кино, как плотная последовательность событий. -4 часа . 3. Традиционная плёночная технология. Устройство кинокамеры и кинопроектора. Покадровое хранение и воспроизведение изображения – особенности. Стробоскопический эффект. Частота кадросмен и особенности изображения (дёрганье, «замораживание»)– 4 часа 4. Звук в кино: как это делалось, как это делается. Влияние звука на киноязык. «Аталанта». – 4 часа (просмотр, лекция) 5. Особенности цифрового видео. Изображение прогрессивное и полукадровое. Компрессия. Кодеки. Особенности съёмки и воспроизведения цифрового видео. Стандарты. – 4 часа. 6. Кинокадр – основа кино. Особенности съёмки киноизображения фильм «Нож в воде» Романа Поляньского) Приёмы съёмки: - Статичный кадр (фильмы Ясудзиро Одзу, Роя Андерсена). - Динамичная камера. Правила панорамирования. Фильмы «Семена», «4 месяца, 3 недели и 2 дня». - Изменение крупности: наезд-отъезд, трансфокатор. – 12 часов (просмотры, практика). Монтаж, как инструмент и как основа киноповествования. Основные принципы и правила монтажа. - 12 часов. |
|
|
|
|
|
Съёмка на средний формат |
4 |
|
4 |
|
|
Фототехника крупного формата (В.Ефимов, И.Вязаничев) |
|
4 |
4 |
|
|
Съёмка в интерьере (Д.Лукьянов) |
4 |
4 |
8 |
4 |
|
Съёмка на улице (А.Ануфриев) |
4 |
4 |
8 |
4 |
|
Съёмка экспозиций (И.Вязаничев) |
|
|
4 |
4 |
|
Съёмка архитектуры (О.Алексеенко) |
4 |
8 |